"Волшебные нотки"
учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа) по теме
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием элементов музыкальной грамоты.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
« Весёлые нотки »
Сценарий совместной деятельности с детьми с элементами музыкальный грамоты
Подготовительная группа
С использованием информационно – компьютерных технологий.
Автор - составитель: Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Гавриленко Ольга Петровна
2013
Цель: Создание особой атмосферы творческого процесса, игрового общения детей.
Задачи: 1) Развитие музыкальных способностей детей:
--Звуковысотного чувства
--Метро-ритмического
--Ладо-тонального
--Динамического
2) Развитие эмоциональной сферы, фантазии, творческого воображения,
креативности ребенка средствами музыки.
3) Развитие воображения ребёнка в игровых этюдах.
4) Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, укрепление
психического и физического здоровья ребёнка.
5) Формирование нравственно - коммуникативных качеств личности ребенка.
6) Воспитание навыков игрового музицирования с использованием звучащих
жестов и инструментов детского оркестра.
7) Совершенствовать вокальные и танцевальные импровизации детей.
8) Способствовать расширению музыкального кругозора ребёнка.
9) Активизировать действия детей в музыкально-речевой, художественной
деятельности, расширять словарный запас, теоретические знания музыки,
закреплять умения детей отвечать на вопросы.
Дети входят в музыкальный зал, встают в свободном порядке.
Музыкальный руководитель:--Ребята, сегодня в нашем зале много гостей. Давайте поприветствуем их.
(Муз. Руководитель дает настройку детям на металлофоне-нисходящее трезвучие С -dur . Дети пропевают попевку-приветствие «Здравствуйте, здравствуйте! Добрый день!» a capellа, прохлопывая ритмический рисунок с помощью звучащих жестов, затем с сольмизацией)—Технология К. Орфа «Элементарное музицирование»
Музыкальный руководитель:-- В голубом просторе солнышко гуляло,
С ним сынишки –лучики были как всегда,
Но, как только солнышко сладко задремало,
Разлетелись лучики мигом кто куда.
Разлетелись, покатились—в радугу превратились.
Лучики цветные—ровно семь цветов,
Каждый лучик с нами поиграть готов,
Ну, а ноток тоже семь,
С детства вам известны всем!
(Дети пропевают гамму)
М.Р:-Ребята, а где живут нотки?
Дети: - На нотном стане.
(Муз. Руководитель подходит к фланелеграфу, на котором изображен нотный стан)
М.Р: - У каждой нотки свой цвет: «До» - красный
«Ре» - оранжевый
«Ми» - желтый
«Фа» - зеленый
«Соль» - голубой
«Ля» - синий
«Си» - фиолетовый
Как в радуге – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
М.Р: - Пять линеек нотной строчки мы назвали – «нотный стан»
И на нём все наши нотки разместили по местам.
Что такое, что случилось? Нотки засмеялись,
С линеек кто куда разбежались.
Помогите их собрать и по имени назвать.
Наши нотки не простые, а волшебные.
Когда мы нотки по порядку соберём,
Волшебное слово мы с вами прочтём.
А чтобы ноты все собрать – задание нужно угадать.
Эй, ребята, не зевай, и задание выполняй!
Чтобы наш чудесный голосок зазвенел, как колокольчик,
Нужно нам его согреть и попевку пропеть.
Мелодия звучит одна, но известна вам она.
Её прослушаем, потом её каноном пропоём.
(дети делятся на два голоса и исполняют мелодический канон – «Братец Яков» -
a capella) – Технология К. Орфа.
М.Р: - Мы загадку угадали, ноту «До» мы отыскали.
М.Р: - Есть у каждой ноты дом, где живёшь ты нота «До»?
Здесь на маленькой скамейке…
Дети:--На добавочной линейке.
М. Р:--Ну-ка, Миша, выходи, нотку «ДО» скорей найди!
(Ребенок находит ноту красного цвета, ставит на дополнительную линейку)
М.Р:-- Ребята, какую следующую ноту мы будем искать?
Дети: - Ноту «Ре».
М.Р: - Чтобы ноту «Ре» нам отыскать, нужно нам букет собрать.
М. Р:--У меня в руках букет, красивей на свете нет.
Ребятки будут все играть- цветы в букет собирать.
(Муз. руководитель показывает карточки с изображением цветов)
(дети садятся на полу в кружок, исполняют ритмический канон – ритмослоги, передавая карточки по кругу)
-- Роза, мимоза, мак, василёк, кашка, ромашка, белый цветок. --Технология К. Орфа.
М.Р: - С вами весело играли, нотку «Ре» мы отыскали.
Нота «Ре» где ты живешь, где ты песенки поёшь?
Отгадать сумей-ка…
Дети:--Под первой линейкой!
М . Р:-- Ну-ка, Маша, выходи, нотку «РЕ» скорей найди!
(ребенок ставит ноту «Ре» на нотный стан)
М.Р: - Ребята, какую следующую нотку мы будем искать?
Дети: - ноту «МИ»
М.Р:--Чтобы «МИ» нам отыскать, нужно нам художниками стать.
Ребята, кого называют художником, что рисуют художники?
(ответы детей) – Интеграция с изобразительной деятельностью.
Дети:--Художник-это человек, который рисует картины, пейзажи, натюрморты, портреты.
(На экране проецируется видеоряд с изображением произведений известных художников)—Компьютерные технологии.
М.р:--Чем рисует художник?
Дети:--Кистью и красками
М.Р:--Ребята, а мы с вами сейчас будем рисовать жестами своего тела, звучащими жестами. Какие звучащие жесты мы знаем?
Дети:--Щелчки, хлопки, шлепки, притопы.
(Дети демонстрируют звучащие жесты)
М.Р: --Молодцы, ребятки. Сейчас мы будем фантазировать, и попробуем раскрасить детский стишок:--Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- «Ох, доска качается,
Сейчас я упаду.» (А. Барто «Игрушки»)
(Дети предлагают модели раскрашивания звучащими жестами своих любимых стихотворений)—Творческая импровизация.
(Муз. руководитель хвалит детей.)
М. Р:--Дети, чем можно раскрасить музыку?
Дети:--Музыкальными инструментами.
М.Р:--Чтобы мелодию раскрасить, инструменты нужно взять.
Сколько здесь их—посмотрите,
В руки их скорей возьмите.
(Дети исполняют оркестровую композицию «Любитель-рыболов»
музыка М. Старокадомского).
М.Р:--Вот, ребятки, молодцы!
Красивую мелодию исполнили и ноту «МИ» мы отыскали.
Нота «МИ» где ты живешь, где ты песенки поёшь?
Отгадать сумей-ка…
Дети:--НА первой линейке!
М.Р:-- Ну-ка, Дима, выходи, нотку «МИ» скорей найди!
(ребенок ставит ноту «МИ» на нотный стан)
М.Р:--С вами мы сейчас играли и немножечко устали.
А сейчас повеселимся. В нотки превратимся.
Непослушные нотки убежали из дома, прибежали в осенний лес и заблудились.
Давайте их найдем и по имени назовем.
(Дети играют в хороводную игру «ЭХО»)
М.Р: - Ребята, какую следующую нотку мы будем искать?
Дети: - ноту «ФА»
М. Р:--Чтобы «ФА» нам отыскать, нужно в композиторов нам поиграть.
-- Дети, кого называют композитором? Имена каких композиторов мы знаем?
Дети:--Композитор—это человек, который пишет музыку.
( Дети называют имена композиторов)
ДЕТИ:--М. И. Глинка написал первую русскую оперу «Иван Сусанин», а Д. Б. Кабалевский рассказал нам про трех китов-«МАРШ, ПЕСНЯ,ТАНЕЦ».
М. Р:--Молодцы, дети! А вы узнаете портрет этого композитора?
(Муз. руководитель показывает портрет русского композитора П. И. Чайковского)
( Дети отвечают)
М. Р:--Вспомните, пожалуйста, как называется альбом, который написал этот композитор для детей?
Дети:--Детский альбом.
М. Р:--Давайте, вспомним названия пьес из этого альбома.
(Дети дают ответы)
М. Р:--А сейчас мы послушаем еще одну пьесу из этого альбома, которая называется
« Марш деревянных солдатиков» и постараемся представить себе ту картину, которую нарисует нам музыка.
(Муз. руководитель исполняет пьесу на фортепиано, дети внимательно слушают)
(Затем проводится с детьми беседа «Что музыка выражает, что изображает», Дети рассказывают о характере пьесы и средствах музыкальной выразительности, используя такие термины, как мелодия, темп, динамические оттенки).—«Музыкальные шедевры» О. П. РАДЫНОВОЙ.
М.Р:--А сейчас мы прослушаем пьесу и посмотрим на экран.
(на экране проецируется видеоклип-мультфильм на музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» в исполнении синтезатора)—Компьютерные технологии.
(Дети слушают произведение и смотрят на экран, затем проводят сравнительный анализ тембрового звучания в исполнении фортепиано и синтезатора, замечают звучание разных инструментов).
М.Р:--Молодцы, дети .А сейчас мы поиграем в композиторов.
(Дети подходят к металлофону.)
М.Р:--Ребята, давайте мы попробуем с вами сочинить колыбельную песню. Что такое колыбельная песня? Для кого её поют?
(Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя. Педагог исполняет на металлофоне начало колыбельной, а ребенок придумывает окончание: играет на инструменте и пропевает со словами, затем сольфеджируя.)
М.Р:--Молодцы, ребята,
В композиторов мы с вами поиграли,
И сразу две ноты отгадали: «ФА» и «СОЛЬ»
М,Р:--Ну-ка, Дима, выходи, ноты ты нам отыщи!.
(Ребенок подходит к фланелеграфу и ставит ноты на нотный стан.)
М, Р:--Между первой и второй «ФА» глядит в окошко,
Между первой и второй тесно ей немножко.
Но второй линейке «СОЛЬ» с нотой «ФА» встречается,
Если скажешь «ФА» и «СОЛЬ», получается фасоль—
Слово получается.
--Ребята, какую следующую ноту мы будем искать?
Дети:-- Ноту «ЛЯ».
М, Р:--Чтобы «ЛЯ» нам отыскать, нужно веселый танец показать.
(Дети исполняют танцевальную композицию А. И. Бурениной «ДОМИСОЛЬКА»)-- Технология А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и здоровьсберегающая технология.
М. Р:--Ну-ка, Костя, выходи, нотку «ЛЯ» нам отыщи.
(Ребенок ставит ноту на нотный стан)
М.Р:--Ребята, сколько нот мы отыскали?
Дети:--Шесть нот.
М. Р:--Сколько ещё нам осталось найти?
Дети:--Одну ноту—«СИ».
М. Р:--Чтобы «Си» нам отыскать,
Надо ноты в звукоряд собрать.
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Цветик-Семицветик»)
(Описание игры:--У каждого ребенка находится цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета по цветам радуги. Педагог поочередно снимает с нотного стана ту или иную ноту—дети показывают лепесток того цвета, совпадающим со цветом ноты, которой не хватает на нотном стане.)
М.Р:-- Мы задание угадали,
Ноту «СИ» мы отыскали.
(Ребенок ставит ноту»СИ» на нотный стан.)
М.Р:- Звуки мы собрали в ряд,
Получился звукоряд.
От «ДО» до «СИ»--всего семь нот,
Весь мир их гаммою зовет!
(На каждой ноте, выложенной детьми на нотном стане, написана буква. В итоге получается слово МЕЛОДИЯ. Дети прочитывают слово.)
(Дети исполняют песню А. Абеляна на слова В.Степанова «ПРЕКРАСЕН МИР ПОЮЩИЙ»
в сопровождении фортепиано и металлофона, в заключении песни поют гамму.)
М.Р:--Ребята, с вами весело играли ,
Ноты все мы отыскали,
А теперь пора прощаться
И с гостями расставаться!
Дети исполняют попевку –прощание «До свидания», уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебные нотки"
Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область музыка)...
"Волшебные нотки"
праздничная концертная программа-поздравление для работников детского сада в День 8 марта...
Игры для закрепления УМК. "Тылсымлы ноталар" (волшебные нотки)
Игра по УМК весёлые нотки, предназначена для запоминания цветов на татарсокм языке...
Конспект НОД "Волшебные нотки здоровья"
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в различных видах музыкальной деятельности, на основе здоровьесберегающего подхода....
Музыкальное занятие для детей старшей группы "Волшебные нотки".
Конспект открытого музыкального занятия с использованием современных инновационных технологий в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста....
Презентация к музыкальному занятию в старшей группе "Волшебные нотки".
Презентация к музыкальному занятию в старшей группе с использованием инновационных технологий....
Конспект музыкально- образовательной деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки"
Конспект Музыкально - образовательной деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки" - младший дошкольный возраст. Конспект составлен в соответствии программы "...