РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме

 

 

            Маленький ребенок, независимо от темперамента и характера, а также развития, способностей, проявляет интерес к звукам вообще и в частности активно реагирует на музыку. Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется в процессе накопления и обогащения его музыкального опыта. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. Восприятие музыки занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. В 1 младшей группе музыкальный руководитель, развивая интерес к музыке, перед каждым исполнением произведения рассказывает о том, что он будет исполнять; приучает детей к тому, что каждое музыкальное произведение имеет название и характерное звучание. С целью развития умений вслушиваться в слова и мелодию песни, музыкальный аккомпанемент и музыкальные характеристики можно показать исполнение на разных инструментах. Для формирования основ музыкальной культуры в этом возрасте уже можно использовать методы контрастных сопоставлений, которые способствуют активизации эмоциональной отзывчивости и развитию мышления. При восприятии музыки важно вызвать активность ребенка, которая проявляется в узнавании музыкальных произведений, проявлении положительных эмоций, способности подобрать к музыке игрушку, иллюстрацию. Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями. Музыкальный руководитель сначала дает словесный, а затем  музыкальное образование, обязательно включая задания на активизацию музыкальной памяти, воображения и музыкального творчества. Во 2 младшей группе восприятие музыки становится более эмоциональным и дифференцированным. Детей учат сравнивать произведения, подсказывают соответствующие эпитеты для характеристики. Начиная со 2 младшей группы используются музыкально-дидактические игры, с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальной способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровой  и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять музыкальные образы, мы обращаемся к дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены, разнообразны по содержанию. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию. Вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры, предлагаемые программой «Детство» для детей младшего возраста « Кукла спит – кукла пляшет» - цель: выявить особенности эмоциональной реакции детей, учить слышать контрастные по характеру произведения. «Что за зверь?» - игра на развитие звуковысотного слуха. В детстве у ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Программа «Детство» предлагает игры, которые помогают выявить своеобразие восприятия детьми немузыкальных и музыкальных звуков. Например, игра  «Угадай – ка» (лист бумаги, 2 рюмки, крышки от кастрюль, тазик и т.д.). Игра  «Посидим, помолчим, послушаем» (индивидуально или небольшая подгруппа) через некоторое время задать «Что они слышали?»

Игра «Угадай на чем играю» направлена на развитие тембрового слуха, закрепление знаний о музыкальных инструментах. Хочу познакомить вас с образовательной программой для детей старшего возраста «Звук – волшебник» Татьяны Николаевны Девятовой. Главная цель – развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Девятова предлагает мастерить музыкальные инструменты из бросового материала и использовать их в музицировании. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное  инсценирование. Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки – инструменты найдут применение в музыкальных уголках групп. Я представляю следующие музыкальные инструменты :

1. Трещетка

2. Кастаньеты

3. Музыкальные пластинки

4. Музыкальная коробочка и палочка

5. Румба

6. Шаркунчики (маракас)

Самодельные музыкальные инструменты помогают развить умение слушать и  экспериментировать со звуками. Необходимо развивать у дошкольников умение слушать – для постижения музыкального искусства. Чтобы ребенок научился слушать музыку, следует сначала научить его слушать звуки мира, которые издаются неживыми объектами и живыми существами, а затем уже переходить к звукам музыкальным.

Рекомендации педагогам  : обновите пожалуйста свои музыкальные уголки самодельными инструментами, их можно изготовить в совместной деятельности с детьми.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ – шаркунчики, коробочка с палочкой, барабан, погремушка, деревянные палочки.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ – трещетки, треугольник, колокольчик, кастаньеты, румба, шаркунчики, музыкальные пластинки.

 

Мы все вместе, уважаемые педагоги, обучая детей слушать звуки мира, звуки жизни, мы так или иначе будем развивать у них умение воспринимать музыку и понимать ее.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста

В статье описывается особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста. Даны рекомендации родителям....

Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.

Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста....

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира.Процесс восприятия включает в себя субъект...

Развитие осознанного восприятия содержания художественных текстов детьми дошкольного возраста

Развитие осознанного восприятия содержания художественных текстовдетьми дошкольного возраста...

Статья "Развитие осознанного восприятия содержания художественных текстов детьми дошкольного возраста"

Развитие осознанного восприятия содержания художественных текстовдетьми дошкольного возраста...

Краузе Е. Н. "Тетрадь по развитию речи. Практическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста".

Тетрадь предназначена для занятий с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями, а также длядетей без речевых проблем. Цикл упражнений способствует развитию речи ребенка. Тематика соответствует пр...