Развитие музыкального слуха.
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
Развитие музыкального слуха. Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnogo_sluha.doc | 121.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального слуха.
-Мой ребёнок с трудом подбирает по слуху даже самые простые мелодии. Не порекомендуете ли какие-нибудь упражнения?
– Важнейшим условием подбора мелодий по слуху является умение ребёнка правильно петь мелодию во время подбора, не сбиваясь, когда взята неверная клавиша. Подпевайте ему, чтобы помочь.
– Какие упражнения по развитию музыкального слуха вы порекомендуете?
– Многие проблемы, связанные с затруднением в пении, подборе мелодий, разучивании мелодий наизусть можно снять, если вовремя начать развитие абсолютного слуха. Предлагаем регулярно включать в музыкальные занятия следующие игровые задания:
Необходимо: наличие музыкальных клавишных инструментов дома, музыкальный слух у мамы.
1.«Угадайка». Угадывать по звуку предметы: по какому стаканчику звонили, по какой коробочке стучали. Можно использовать самодельные погремушки, детские музыкальные инструменты.
2. «Учительница». Задания, как в «Угадайке», но угадывает мама. Можно угадывать ноту (из 2-3 нот).
3. «Зевака».Мама играет ноту «до» под каждый шаг ребёнка, когда начинает играть на другой ноте, ребёнок прыгает. Меняться ролями. Водить куклу.
4. «Гости». Вырезать из картона фигурки или подобрать игрушки для некоторых нот. «До» – доктор, «ми»- мишка, «ля»- лягушка и.т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу – ребёнок угадывает: чей голосок, кто пришёл.
5. «Орешек».На столе – три листочка, на которых нарисованы персонажи или буквы – названия нот. Под одним из листочков лежит орешек. По звуку ребёнок угадывает.
6. «Хлопушки». Мама одну руку кладёт на колено или на стол, а другой рукой играет ноты первой октавы в произвольном порядке. На определённую ноту (например «до») ребёнок должен хлопнуть по маминой руке. Чтобы ребёнку было легче, сначала можно тихонько подпевать названия нот, постепенно всё тише.
7. «Догонялки». Мама играет, играющая на инструменте рука накрыта листком, на котором рисунком, цветом или буквой обозначены использующиеся для отгадывая клавиши (обычно 3-5). На рисунке обозначения находятся над соответствующими клавишами. Ребёнок должен каждый раз угадывать и показывать на рисунке, какая клавиша под листом нажата. Когда ребёнок начнёт безошибочно угадывать клавишу, пусть показывает на листочке, сидя в стороне.
8. «Прятки». Клавиши размечены. Малыш слушает ноту, затем ищет её на пианино.
9.«Комарики». Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу и поёт её на звук «з». Малыш должен найти эту клавишу – «прихлопнуть комара, пока не укусил». Мама продолжает тянуть звук, пока малыш не угадает клавишу.
10. «Ягоды». Нарисовано несколько стаканчиков (сначала 2-3) соответствующего цвета или с рисунком, или с буквой. Если малыш угадал, какая нота прозвучала, то в соответствующем стаканчике рисует кружочек-ягоду, если нет – около стаканчика.
11.«Кто быстрей». Записать на магнитофон угадывание нот: звук – пауза 5 секунд – ответ. Ребёнок должен угадывать «наперегонки» с магнитофонной записью. Угадывание нот рекомендуется осваивать в следующем порядке: «до», «соль», «до» (второй октавы), «ми», «ре», «фа», «ля», «си» (все ноты первой октавы). Очередная нота вводится, когда малыш почти без ошибок угадывает прежние.
При отсутствии музыкальных инструментов дома рекомендованы:Материал: компакт-диск «Кошкин дом»: гамма и упражнения для развития абсолютного слуха. компакт-диски и ноты «Азбука-потешка», «Первые песенки».
Развитие музыкального слуха у ребенка
Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!
Мелодичное окружение способствует активному развитию ребенка. Об этом говорят психологи в самых разных странах. Конечно, не стоит включать дома музыку на 24 часа в сутки. Но и находиться в «стерильной» тишине младенцу вредно. Ведь каждый звук превращается в импульс, который идет в головной мозг. Больше «раздражителей» – значит, активнее идут мыслительные процессы.
Только имейте в виду, что не все звуки полезны. Вам нужно провести строгий отбор и включить в список лишь лучшее. На первом месте – голоса близких людей. Не забудьте о классической музыке, о народных песнях. Во время дождя приоткрывайте форточку, чтобы ребенок в шуме капель учился различать мелодии.
Развитие слуха у новорожденных детей
Новорожденный постигает мир на слух. Нежные или резкие звуки сейчас по-разному воздействуют на незрелую нервную систему. Колыбельная расслабляет и успокаивает ребенка, дыхание становится глубже, он засыпает. Марш Мендельсона или телефонный звонок, наоборот, заставляют его напрячься, а иногда и пугают. Резкие звуки провоцируют безусловные рефлексы. Если вы тихо хлопнете в ладоши или слегка стукнете по кроватке возле ребенка, он разведет руки, раскроет ладошки и обхватит себя ими.
Поиск источника звука
Первое, чему учится ребенок – находить источник звука. В трехмесячном возрасте он уже поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться (врачи называют такую реакцию «комплексом оживления»).
Закрепить это умение и одновременно развивать слуховое внимание поможет погремушка. Основное требование к игрушке – мелодичный звук. Стоя над кроваткой, потарахтите ею справа от ребенка, слева, внизу, над головой. Пусть он поищет источник шума глазами, потянется к нему руками.
Распознавание звука
Ребенок слушает разговоры родителей, и постепенно у него складывается речевая карта родного языка. Он начинает понимать, как соединяются звуки, улавливает ритмику родной речи. Совершенствовать это умение поможет игра. Вам понадобятся часы, молоточек (музыкальный или из набора игрушечных инструментов) и банка, наполненная фасолью. Не торопитесь показывать ребенку все предметы, начните с двух и постепенно с каждым занятием увеличивайте количество.
Сначала пусть ребенок послушает, как «разговаривает» каждый из предметов. Затем предложите ему отвернуться и угадать, чей «голос» он сейчас слышит. Не забывайте хвалить малыша за каждый правильный ответ. Такие занятия вовсе не обязательно проводить дома. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как скрипит снег на морозе, как чирикают воробьи, как сигналит автомобиль. Дома повторите пройденный материал.
Музыкальные инструменты для ребенка
Барабан, мини-рояль, ксилофон или маракасы никогда не будут пылиться в углу. Многие психологи считают, что они замечательно развивают слух и музыкальный вкус. Поэтому не отбирайте инструмент у ребенка, не прячьте на дальнюю полку. Лучше подыграйте маленькому солисту. Начните с «Чижика-пыжика». Исполняя простые песенки, ребенок научится распознавать тональность.
Музыка для детей
Регулярно пополняйте домашнюю фонотеку. Моцарта, Штрауса и Гайдна вы слушали еще до рождения ребенка? Значит, эти произведения нравятся и ему. Но ребенок растет, у него появляются свои интересы. Учитывайте их, поэтому отправляйтесь в музыкальный магазин вместе. В коллекции появятся сборники Дунаевского, Гладкова... Ритмичные мелодии действуют как волшебные гусли-самогуды: заставляют ноги пускаться в пляс. Прекрасно! Умение гармонично двигаться под музыку помогает тоньше ее почувствовать.
Знакомьте ребенка со звуками различных музыкальных инструментов. Помогут в этом детские утренники в филармонии. На сцене представляют каждый инструмент и знакомят детей с его «голосом». Так малыш начнет связывать звук и зрительный образ.
Когда ребенок начнет различать звуки инструментов, предложите ему игру «Чей голос?». Она развивает слуховое внимание и память. Малыш слушает мелодию (на первых порах выбирайте музыку попроще) и говорит, сколько инструментов участвуют в произведении
Берегите слух с рождения. Передачу звука в мозг осуществляют сенсорные рецепторы. Во внутреннем ухе около 20 тысяч микроработников. Громкая музыка травмирует их, в результате слух ухудшается. Поэтому никогда не включайте музыкальный центр на полную мощность.
Следите, чтобы телевизор и радио не работали одновременно. Такая какофония нагружает нервную систему и снижает слух.
Развитие слуха ребенка от рождения до 3-х лет
Проверять слух ребенка нужно с рождения. Специалисты определили, с какими задачами и в каком возрасте ребенок способен справиться.
Ребенку 1,5-3 месяца - Оживляется, когда слышит голос.
Ребенку 4-5 месяцев - Гулит в ответ на обращение.
Ребенку 6 месяцев-1 год - Поворачивается в сторону тихих звуков. Улавливает тиканье часов на расстоянии 1 метра. Реагирует на оклик из другой комнаты.
Ребенку 1,5 года - Произносит около 10-15 слов, подражает голосам животных. Откликается на призыв (когда вы говорите спокойным голосом без жестикуляции).
Ребенку 2 года - Слышит, когда его зовут с расстояния 4-5 метров. Узнает звуки, не видя их источника. Произносит 100-150 слов.
Ребенку 3 года - Без труда различает похожие мелодии. В речи появляются сложные предложения.
Книги и игрушки для развития слуха ребенка
Развивающая музыка для детей
Мягкие погремушки и погремушки с шариками.
Барабан
Губная гармошка.
Музыкальная карусель
Клавесин
Записи голосов животных и птиц
Сборник произведений П. И. Чайковского.
Э. Успенский «Кот Матроскин и другие...».
Г. Гладков «Трубадур и другие...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальных способностей дошкольников
Предлагаем вам стихи – песни, которые помогут развивать у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно весело проговаривать. Они сами зада...
Статья музыкального работника МБДОУ №52 Глазковой К.А. "Развитие музыкального слуха у детей младшего возраста"
Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах....
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
музыкальные игры на развитие музыкального слуха, памяти, творчества.
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют ф...
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Развитие музыкального слуха,музыкальной памяти....