Консультация "Активизация музыкального восприятия посредством музыкально-ритмических движений (утренняя гимнастика)"
статья по музыке (подготовительная группа) по теме

Мягкова Анна Александровна

 

Активизация  музыкального  восприятия посредством  музыкально-ритмических движений  (утренняя гимнастика)

 

 

              В детских садах закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.  «Программа воспитания в детском саду» предусматривает разное развитие детей:

  • Умственное;
  • Нравственное;
  • Музыкальное;
  • Эстетическое;
  • Физическое.

 

            Физическому развитию и оздоровлению ребенка уделяется в нашей стране большое внимание. В системе физического воспитания детей дошкольного возраста одно из главных мест занимает развитие движений. Имеются различные формы развития движений детей – это подвижные игры с правилами, занятия физическими упражнениями, утренняя гимнастика и спортивные развлечения.

             Утренняя гимнастика является не только средством физического развития ребенка. Значение ее гораздо шире и разностороннее, а утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением помогает осуществить еще целый ряд воспитательных задач. 

 

             Главными задачами физического воспитания детей являются:

 

  1. Укрепление организма;
  2. Развитие и совершенствование движений.

 

             Движения,  которые даются в утренней гимнастике, усиливают все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, процессы обмена вызывают усиленную потребность в кислороде, помогают развитию правильной осанки. При выработке правильной осанки большое значение имеют упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, сближающих лопатки, мышцы спины и живота.

            Следует использовать палки и обручи, упражнения, которые особенно содействуют укреплению вышеуказанных мышц, выпрямлению позвоночника.

            Большое внимание  во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений обращается на правильное положение головы и корпуса..

           Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются  упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

           Дети уходят после проведения утренней гимнастики более уравновешенными, с довольными, радостными лицами.

           Кроме оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму – ежедневно делать по утрам гимнастические упражнения.

           Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: ходьба, бег, прыжки. Дети приобщают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых вперед рук. Для того чтобы дети быстрее строились в колонны, можно им указывать предметы, к которым ведущие должны вести свои колонны, например построиться против флажков, укрепленных на подставках, против двери, картины, электрического выключателя и т.д.

             Дети учатся ориентироваться в понятиях – налево, направо, вперед, назад, в стороны.

             У детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Тот, кто нарушает стройность колонны, подводит своих товарищей. Дети замечают, где неровное расстояние, и помогают ему выправить.У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. 

             Утренняя гимнастика способствует развитию внимания детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнение по показу, по слову.

              Большое оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика может иметь только в том случае, если вся работа по развитию движений поставлена хорошо.

              Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.

           Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, педагог Н.А.Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».

           Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики – одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

           Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Утренняя гимнастика является не только средством физического развития ребенка. Значение ее гораздо шире и разностороннее, а утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением помогает осуществить еще целый ряд воспитательных задач.  С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму – ежедневно делать по утрам гимнастические упражнения.

              Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике – это необходимое обстоятельство жизни детей и взрослых, объединяющее всех участников, предоставляющее возможность действовать одновременно и слаженно. Музыкальный фон, заполняющий все пространство зала;  согласование звукового ряда с собственными движениями, «вписывание» себя в нужный музыкальный темп и ритм как исходной, базовой характеристики любого движения, позволяет детям с легкостью участвовать во всех, предлагаемых взрослым делах.

              Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении  упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

              В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

              Утренняя гимнастика способствует эстетическому воспитанию детей. У детей развивается художественный вкус, дети получают удовольствие от четкого, красивого исполнения упражнений.

              Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.

              Музыка помогает развитию у детей чувства музыкальной формы. Дети учатся заканчивать движения с окончанием музыкального произведения, например, останавливаться с окончанием марша или с окончанием музыкальной фразы. Дети учатся распределять свои движения во времени на определенную музыкальную фразу с разным счетом: на 2/4, ¾, 4/4 и 6/8.

              Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада.

              Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду желательно проводить, начиная со второй младшей группы (3-4 лет), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Развивается воображение, ребенок уже способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику (громко, тихо), узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).

              Дети 4 – 5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

              У детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет) наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Большинство упражнений в комплексах утренней гимнастики для старших групп проводится с музыкой. без музыкального сопровождения выполняются упражнения, которые требуют индивидуального темпа (упражнения для мышц брюшного пресса).

              Различные музыкальные произведения в записи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике.

              Утренняя гимнастика занимает определенное место в программе по развитию движений и не может заменить собой подвижных игр или занятий физическими упражнениями.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ музыкальной культуры посредством музыкально-ритмических движений"

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из направлений музыкального образования дошкольников музыкально-ритмического воспитания...

Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений.

Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений....

Тема: "Восприятие и музыкально-ритмические движения"

Методическая разработка по теме "Восприятие и музыкально-ритмические движения". Музыкальный материал: К.Сен-Санс. Сюита "Карнавал животных"....

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР ВКЛЮЧАЕТ РАЗНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ...


 

Комментарии

Рекало Марина Дмитриевна

Уважаемая Анна Александровна! С интересом ознакомилась с консультаций "Активизация музыкального восприятия посредством музыкально-ритмических движений".Считаю материал важным и значимым как для воспитателей детского сада, так и для родителей дошкольников.Непременно буду использовать в своей профессиональной деятельности!