Занятие "Мы с тобой песенку пропоем"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Огородникова Т.И.

Серия занятий знакомит детей с песенным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_s_toboy_pesenku_propoem.zanyatiya.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Мы с тобой песенку пропоем».

Занятие №1 «Что такое песенка и как она появилась».

Цели: Познакомить детей с песенным творчеством. Какие песни первые слышит малыш. Как рождается песня. Строение песни (вступление, запев, припев, заключение, проигрыш).

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записями колыбельных с пением и без.

                        Ход занятия:

        Сегодня мы поговорим о песнях. Многие из вас любят петь и знают немало веселых детских песен.

        Знаете ли вы, как называются первые песенки, которые слышат малыши?  (Ответы детей.) Ну конечно, колыбельные! Мама нежно укачивает ребенка, негромко напевая ему колыбельную песню. Мелодия колыбельной плавная, убаюкивающая, звучит она тихо. Малыш успокаивается, закрывает глаза и незаметно засыпает.

        Послушайте колыбельные песни (Звучит фонограмма «Колыбельной медведицы».)

        Все вы знаете известную колыбельную песню «Спят усталые игрушки…» («Поем, играем, танцуем дома и в саду – стр.25)

        А теперь послушайте колыбельные песни и попробуйте сами придумать к ним мелодии.

                        Колыбельная песенка.

Ббаю-баю-баиньки спи – усни, мой маленький.

Спят корова и коза, дремлет кот, прикрыв глаза.

Спит в сарае петушок, сладко в будке спит Дружок.

В темной норке дремлет мышь. Засыпай и ты, малыш.

                        Спокойной ночи.

Ночь пришла, кругом ни звука, дремлет сонная река,

В темной зыби дремлет щука, дремлют в небе облака.

Спят цветы, уснули пчелки, и стрекозы и шмели,

В хвойных чащах дремлют елки, свесив лапы до земли.

Закрывай, сыночек, очи. Спи, усни -  спокойной ночи.

Физкультминутка:

Осторожно, словно кошка                Движения чуть пружинящие.

От дивана до окошка.

На носочках я пройдусь                Движение на носках.

Лягу и кольцом свернусь.                Присесть, обхватить колени руками, голову

                                                Положить на колени.

А теперь пора проснуться                Распрямиться в полный рост потянуться

Распрямиться, потянуться.                На носках вверх.

Я легко с дивана спрыгну,                Прыжок на месте, наклониться вперед за руками

Спинку я дугою выгну.                        Выгнув спину.

Я из блюдца молочко                        Руки, согнутые в локтях поднести ко рту.

Полакаю язычком.                        Лакательные движения языком.

        Как же рождается песня? Чтобы она появилась, нужно чтобы поэт написал стихотворение, а композитор это стихотворение положил на музыку.

        Песня состоит из нескольких стихотворных строф. Каждая строфа, в которой четыре, шесть или восемь строк, называется куплетом. За каждый куплетом следует другая строфа – припев. В тех песнях, где есть припев, куплет называется запевом.

        Послушайте знакомую вам песенку «Голубой вагон» (В.Шаинского, Э.Успенского)                        

                                        1

Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль, лучшее конечно впереди.

Припев:        Скатертью, скатертью дальний путь стелется

                И упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому в лучшее верится…

                Катится, катится голубой вагон.

                                        2

Может мы обидели кого-то зря, календарь закроет старый лист.

Жить без приключений нам никак нельзя… Эй, прибавь-ка ходу, машинист.

Припев:

                                        3

Голубой вагон бежит – качается, старый поезд набирает ход…

Ах, зачем же этот день кончается, пусть бы он тянулся целый год.

Припев:

        Вы, наверное, заметили, что слова запева изменяются, а слова припева остаются неизменными. Они не только украшают песню, но и помогают быстрее ее запомнить.

Занятие №2 «Что такое песенка и как она появилась» (продолжение)

Цели: Продолжить  знакомить детей с песенным творчеством. Строение песни (вступление, запев, припев, заключение, проигрыш). Дать понятие словам: соло, сольное пение.

Развивать творчество, фантазию посредством придумывания мелодий.

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записями песен, металлофон.

                        

Ход занятия:

        Мы продолжаем говорить о песнях, Какие они бывают. Послушайте песенку.

Я слова на музыку положу,                        Над землею песенка полетит,

Для тебя я песенку напишу                        Бубенцами песенка зазвенит.

Унесется песенка на простор,                        Ты услышишь песенку, и вдвоем,

И подхватит песенку птичий хор.                Мы с тобою песенку пропоем.

        Есть ли в этой песенке припев? (Ответы детей) Давайте попробуем сами сочинить к ней припев. (Проводится творческое задание.)

        Песня – самый популярный вид музыкального искусства. Мелодия песни – проста, незатейлива и легко запоминается. Много песен сочинил народ. Какие народные песни вы знаете? (Ответы детей.)

«Калинка», «Во поле березка стояла», «Коровушка», «Бабушкин козлик», «Ах вы, сени», «Как пошли наши подружки» и мн.др.

        И недаром говорят, что песня – душа народа!

(Прослушать фонограмму русских народных песен и пропеть по несколько раз с детьми. Слова песен   см. в сборнике «Поем, играем, танцуем дома и в саду» стр. 62, 57, 56. Аккомпанировать на металлофоне.)

        -  Что же нужно для того, чтобы песню услышали люди? (Ответы детей.) Правильно, песню надо петь! Спеть песню может один человек, тогда такое исполнение называется сольным (соло – итальянское слово, которое в переводе означает «один, единственный»).

        Спеть песню может и несколько людей. Как это называется мы поговорим на следующем занятии.

        В заключении дети рисуют на тему «Нарисуй песню».

Занятие №3: «Хоровые песни, аккомпанемент. Настроение песен.»

Цели: Продолжить  знакомить детей с песенным творчеством. Дать понятие словам: хор, аккомпанемент, дирижер, лад. Развивать творчество, фантазию.

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записями песен, металлофон.

                                Ход занятия:

        На прошлом занятии мы говорили, что спеть песню может один человек. И такое исполнение называется сольным.

        Песню может спеть и хор. Вы знаете, что такое хор? (Ответы детей.)

        Хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку, т.е. музыку для пения. Слово «хорос» в переводе с греческого языка означает «собрание». По своему составу хоры бывают мужские, женские, смешанные (в которых поют и мужские и женские голоса). Бывают хоры и детские.

        По звучанию хор напоминает многоголосный инструмент. Голоса в хоре красиво переливаются и сливаются в едином стройном звучании.

(Прослушать в записи звучание Большого детского хора ВР и ЦТ – любые песни).

        Представьте, что вы разучили песню и хотите ее исполнить. Что нужно, чтобы песня звучала красиво? (Ответы детей.)

        Нужно, чтобы пение сопровождала музыка, иначе говоря аккомпанемент. По-французски это слово означает «сопровождение». Аккомпанемент насыщает мелодию звуковыми красками, отчего мелодия становится ярче, лучше воспринимается.

        Однако бывает хоровое пение без музыкального сопровождения и называется а каппела.

        Для того, чтобы хор пел красиво и певцы не мешали друг другу хором, как и оркестром, руководит дирижер. Это французское слово , означающее «управлять».

        Хорошую песню любят все. Простая, красивая песенная мелодия легко запоминается, повторить ее может даже человек не имеющий музыкального образования. Песня трогает сердце, вносит в нашу жизнь радость.

        Какие бывают песни по настроению? (Возможные ответы детей.)

Верно!  Песни бывают разные. Веселые песни обычно исполняют звонко, а мелодия у них – быстрая, зажигательная.

(Прослушать в записи песню «Антошка» и пропеть несколько раз с детьми.)

        Такие песни написаны в мажорном ладу. («Лад» - это слово означает «Согласие». Лад в музыке бывает мажорным (веселый) и минорным (грустный). Если музыка написана в мажорном ладу, то мы слышим бодрые, радостные, светлые интонации, а если в минорном – то грустные, задумчивые, иногда печальные.

(Проиграть на металлофоне мелодии в мажоре и в миноре. Пропеть их.)

Занятие №4 «Настроение песен».

Цель: Продолжать знакомить детей с песенным творчеством; мажорным и минорным ладом. Ввести понятия: марш.

Оборудование: Кассеты с записями песен, магнитофон, металлофон, бубен, бубенцы, погремушки.

                                Ход занятия:

        На прошлом занятии мы говорили о том, что песни могут быть написана в мажорном и минорном ладу. Что означает слово лад? (Ответы детей). Правильно слово «лад» означает «согласие». А какие музыкальные лады вы знаете? (Ответы детей.) Правильно – мажорный и минорный.

Если музыка написана в мажорном ладу, то мы слышим бодрые, радостные, светлые интонации, а если в минорном – то грустные, задумчивые, иногда печальные.

(Проиграть на металлофоне мелодии в мажоре и в миноре. Пропеть их.)

        У задумчивых и грустных песен мелодия плавная, медленная, а исполняют их негромко, задумчиво. Лад этих песен какой? (Ответы) Правильно – минорный.

(Прослушать в записи «Песня Чебурашки». Пропеть с детьми.)

        Под бодрые и радостные песни хочется дружно шагать в ногу. Такие песни напоминают марш. Марш – французское слово  и в переводе означает «ходьба». В музыке  так называются пьесы, написанные в четком,  энергичном ритме, под который удобно идти в строю.

(Исполнить вместе с детьми песню «Бравые солдаты» из сборника «Музыка в детском саду».)

        Под веселые песни хочется танцевать, как например под звучание песенки «Заиграла дудочка», «Песенка-чудесенка».

(Пропеть с деть песню «Заиграла дудочка» с использованием детских инструментов.)

        Бывают песни шуточные – мелодия их словно улыбается. И мы с вами улыбаемся в ответ.

(Звучит в записи песня «Пестрый колпачек»).

        А сейчас послушайте интересную сказку о песенке.

(Т.Шорыгина «Красивые сказки» стр.27. После прочтения задать вопросы по тексту.)

В заключении дети рисуют на заданную тему «Песенка-чудесенка».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы гордимся тобою, Россия!

Музыкально-танцевальная композиция нравственно-патриотической направленности...

«Будем как родители мы с тобой строители»

Технологические карты по методу проекта....

Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"

Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"...

Синий,красный,голубой-не угнаться за тобой.

Это занятие,помогает подружиться с мячом....

"Дом, придуманный тобой".

Соблюсти гармонию между стилем и уютом в доме - особое исскуство. Лучшее украшение дома и предметом гордости настоящей хозяйки - картины и безделушки, с любовью выполненные домочадцами. Дети очень люб...

Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг

1. Рассказать детям об интересных фактах познавательного цикла. 2. Развивать речевую инициативу и самостоятельность детей в процессе общения и диалогической речи. 3. Пополнять и активизировать словарь...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Песенка за песенкой"

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте о...