Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» март 2025 г
консультация (младшая группа)
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - д/с «Сказка» обособленное подразделение
«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
Родительское собрание
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Подготовила: воспитатель гр.№7
Е.А. Ревнивцева
Ковылкино
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ход мероприятия
Воспитатель: Добрый вечер! Ориентиром сегодняшней встречи будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
Игра «Вопрос – ответ»
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
По вашей реакции видно что тема нашей встречи актуальна и значима.
«Для чего нам нужна речь? »
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других
занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Анализ речи детей группы. (результаты даются в обобщённом виде)
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
- загадать загадку и найти отгадку;
- поискать приметы времени года;
Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз; Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
- Загадайте загадки по сказкам.
Отгадываем загадки
Из муки он был печён, На окошке был стужён. Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
(Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать, Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
(«Волк и семеро козлят»)
Добрый доктор говорит:
Побеждаем мы бронхит, Корь, простуду и ангину, Дифтерит и скарлатину, И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем!
(«Айболит»)
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Репка»).
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая
«болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
- «покусываем язычок»,
- «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
- расслабить язык, «наказать непослушный язычок». ль
«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу
«вьюга кончилась»- замолкает.
Чистоговорки:
Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа: "да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша" "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
- Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
- Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос
«Где игрушка? », используя предлоги.
- Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
-Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Подведение итогов собрания
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…
Теперь вы знаете что нужно делать чтобы речь ребенка была правильной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...

Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста....

Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз...
Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада...