«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством создания «Семейного клуба»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Окунева Любовь Вадимовна

Суть духовных поступков проста:  почитать родителей, помочь  человеку,  пожалеть того,  кто нуждается.  Покормить синичку, изготовить   кормушку,  послушать  товарища,  который рядом всегда, оказать помощь тому, кто нуждается.  Если мы взрослые, будем подавать пример нашим детям, тогда мы можем сказать себе, я воспитал своих детей духовно – нравственными гражданами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_doklad_1.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

XV Всероссийская научно-практическая конференция

«Гражданское образование в информационный век:

сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей»

Тема: «Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством создания «Семейного клуба»

Подготовила

Воспитатель 1й категории

Окунева Л.В.

г Красноярск  - 2022

 

Тема моего выступления: « Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством создания  «Семейного клуба».

Существует немало определений духовности. Мне близко определение духовности, как « преобладание   высших духовных моральных интересов  над материальными,  наличие высоких гражданских, этических, эстетических идеалов». Для ребёнка дошкольного возраста, духовность складывается из самых обыденных поступков,  которые он наблюдает  вокруг себя и получает ответы. Суть духовных поступков проста:  почитать родителей, помочь  человеку,  пожалеть того,  кто нуждается.  Покормить синичку, изготовить   кормушку,  послушать  товарища,  который рядом всегда, оказать помощь тому, кто нуждается.  Если мы взрослые, будем подавать пример нашим детям, тогда мы можем сказать себе, я воспитал своих детей духовно – нравственными гражданами.  Но я  воспитатель детей дошкольников.  Степень воспитанности  и нравственности сложно определить в этом возрасте.  Но моя идея, обратить внимание родителей на важность  формирования этих качеств, и что плоды воспитания, они будут пожинать позже.   Маленькими шагами,  они пойдут дорогою добра,  где они будут встречать замерзающих от холода птиц, конечно, они не смогут всех птиц  принести домой, чтобы согреть. Но они их могут покормить, а птиц это согреет.  Свою Родину нужно защищать, а солдату будет приятно получить открытку, как поддержку в его ратном деле. На пути они будут проявлять вежливость и  послушание к родителям, проявлять заботу и посильный труд в семье. Если в душе каждого ребёнка, будет маленькое отверстие, через которое проникает сочувствие, сопереживание, сострадание – это и есть  начало формирования духовности, общечеловеческих ценностей.

Невозможно говорить о нравственности, избегая заповедей Божьих. Нельзя на пальцах объяснить маленькому человеку, что убивать нельзя, а воровать плохо. Как понять ребёнку, что слушаться старших надо, потому что так сказал папа, или мама. Хорошо, если папа и мама являют собой пример, двух любящих людей.  Ребёнку тогда легко выполнять указания родителей. А если мама одна.  Как ребёнку научиться жалеть синичку или брошенного котёнка, когда его никто и никогда не жалел.  Думаю, ничего нового, я не открою для вас, если скажу, что не все родители наполнены идеей любви. Мы переживаем, зарабатываем на самую красивую куклу,  на  телефон лучшей модели,  но нам  сложно посвятить детям весь выходной день. Мы не любим, читать сказки на ночь,  нам легче дать телефон с закаченной игрой, чем поговорить с ребёнком по душам.  Корысть  современных людей работает, когда  власти города призывают на уборку территории,  перед  Днём Победы, за это пополнится портфолио грамотой или стимулирующими баллами. Губернатор объявил Акцию,  за которую,  что -  то полагается.  Мероприятия всё те же, а мотивы участия другие. Они, эти мотивы и говорят о нашей духовно – нравственно составляющей.

После перестройки,  идея начать, наконец, то жить,  как люди в Европе, вышла на первый план. А патриотизм, бескорыстность,  и другие нравственные качества, как-то совсем ушли на дальний план. Такая идея заморочила нам голову.  Воспитать  людей можно не только  в Духе любви к Родине, но и в Духе любви к Богу, в нравственности. Чтобы люди имели критерии правдивой жизни, правильной,  настоящей жизни. Думаю, сотни тысяч граждан, которые смахнули за границу, при первом залпе огня,  тоже считают, что они правильно делают, но у них нет нравственного критерия. Нравственность – это то,  что идёт от БОГА, а именно  заповеди Ветхозаветные и Евангельские. Но люди это потеряли, не знают, не умеют этим пользоваться, руководствоваться. Слава Богу, эта идея вернулась, в  зону интересов государства, правительства  и всех правящих людей.

Дети сами собой не воспитываются, их воспитывают  родители.  Откуда возьмут знания родители, если они сами ничего не понимают.  Как они научат детей,  если они  не верят в идею Бога. Первая задача  «А», - у родителей должен быть интерес, «Б» – понимания важности этого, стремление и желание овладеть этими знаниями.  

 Православные христиане и их взаимоотношения должны стать примером духовности, нравственности и любви к ближнему. Только тогда и семья  захочет что-то узнавать о вере и Боге. Родители должны быть сами искренне в этом.  Конечно, мы не можем взять и замесить всех детей в тесто и вылепить сразу патриота. Это долгий процесс.

СЛАЙД 1 Наш семейный клуб помогает наполнить наши мероприятия и  «дела» добром, теплом и искренностью. Целью его  является, создание благоприятных условий для формирования нравственности, как основы в решении духовных задач.

Название и эмблему клуба родители предложили сами, «Морской отряд».

Первое заседание Клуба мы назвали «Начало». Мы двинулись в путь. Кто то радостно и активно принялся за работу, кто - то присматриваясь, с осторожностью.

Но хочется отметить, предложения и отзывы родителей,  после проведения ряда мероприятий,  которые, стали событиями для многих семей были только положительными и полны слов благодарности.

Хотелось бы отметить некоторые события:

1. «Выходной с папой»

2. «День Единства. «Мы вместе – дети»

3. «Помоги солдату!»

           4. «Синичкина неделя»

           5. Мамин день

6. «Семена добра»

7. «Капелька теплоты»

Первый этап Клуба проходил с середины сентября и до конца ноября. Впереди Рождественская ярмарка, которая организована в рамках нашего детского сада, на новогодних каникулах, родители предложили организовать экскурсию в Крестовоздвиженский храм, а именно к Вертепу Рождество Христово, познакомиться с историей праздника. Верим и надеемся, что наши путешествия с воспитанниками и их семьями, будут увлекательными и плодотворными.

Преимущество работы клуба.

  1. Доверие и открытость. Свободное посещение в удобное для всех  время.
  2. Активное участие родителей в работе группы и участие в благотворительных акциях
  3. Наблюдение за своим ребёнком и его отношением к другим детям, в  непринужденной для него и вас обстановке

Формы работы

  • Мастер – классы по изготовлению поделок к знаменательным датам ( открытка для бабушки ).
  • Спортивный досуг, соревнования, эстафеты.
  • Квэсты, путешествия, турниры.
  • Экскурсии и походы по культурным местам города
  • Настольные  и подвижные игры
  • Совместные праздники, конкурсы, смотры
  • Встреча с интересными людьми
  • Участие в Акциях и проектах ( по нашему плану и предложенные родителями)
  • Литературные и  музыкальные вечера
  • Занятия
  • Творческие встречи
  • Рассказы родителей о своей профессии (форма, атрибуты).
  • Выходной с папой
  • Семейные вечера

Главное что родители, активные участники всего педагогического процесса,  в режиме реального времени общаются со своим ребёнком, дарят ему 30 минут своего времени и получают радость.

         Ожидаемый результат

  • Родитель выступает в роли воспитателя, наставника для детей всей группы или отдельной микро группы
  • Происходит тесный контакт со своим ребёнком и другими детьми
  • Ребёнок раскрывается и проявляет уважение, гордость за своего родителя
  • Пополняется и обновляется пространственная среда в группе: поделки, настольно - печатный материал
  • Обогащается представление детей о других родителях
  • Активно участвуют все члены семьи: дедушки, бабушки, дяди, тёти.
  • Расширяется познавательный мир детей.
  • Многие становятся волонтерами в условиях различных благотворительных акций.

Имея такой резерв (неравнодушных, весёлых, активных) взрослых, мы  легко и радостно преодолеем все штормы  и ветра, которые нам встретятся на пути нашего Морского путешествия.  

          В этом году у меня был четвёртый выпуск, с которым я и начала пробовать работу с родителями, в форме «Семейного клуба». Так вот дети выпускники часто приходят в  группу, рассказывают о своих интересах,  о школьных делах. Спокойно проводят игры с детьми.  Мы продолжаем вести чат. Многие дети звонят  по телефону. С родителями проходит тесный контакт. Всегда предлагают свою помощь, в делах детского сада. Некоторые  родители   стали приходить в  храм и привели детей на Крещение. Две семьи продолжают помогать приюту «Доброе сердце». Я точно знаю, что плоды этой работы обязательно будут полезные, ведь труд, которым я занимаюсь благословил Господь.

А закончить своё выступление я хочу словами великого святого Ионна Златоуста «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данный мастер- класс для педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии...