Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика.
консультация (средняя группа)
Артикуляционная гимнастика способствует выработке правильных движений речевых органов и объединению простых движений в сложные речевые двигательные мелодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырём – пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л],[р]), группу свистящих звуков или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими.
Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости - речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из- за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
На начальном этапе работы с органами артикуляции, рекомендованы статические упражнения на удержание позы с целью научиться чувствовать свои органы артикуляции. Например «Окошко», «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка»; надуть левую щёку – удержать, надуть правую щёку – удержать, надуть обе щеки – удержать; закрыть левый глаз – удержать, закрыть правый глаз – удержать, закрыть оба глаза – удержать и т. д.
Артикуляционная гимнастика с описанием движений.
«Окошко»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для произнесения звука [а]), подержать рот открытым в течение 5 – 10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка – у передних зубов.
«Улыбка» («Заборчик»)
Улыбнкуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5 – 10 секунд. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно пропеть вместе с ребёнком звук [и]- и губы растянуться в улыбке.
«Трубочка»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у] – и губы примут положение «трубочка».
«Иголочка»
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 – 19. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.
«Пароход»
Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы] («пароход гудит»). Тёплый воздух выходит по бокам языка. Если при произнесении звука [ы] вы слышите не твёрдый звук [л], а мягкий [л’], то попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные упражнений артикуляционной гимнастики
Основные упражнения артикуляционной гимнастики с иллюстрациями и краткими комментарияим....

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....
О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика
пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Упражнения артикуляционной гимнастики Статические упражнения
4.«Лопаточка»Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.Описание. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и ...

Комплекс логопедических упражнений: "Артикуляционные сказки".
Комплекс логопедических упражнений для постановки свистящих и шипящих звуков для детей 4-5 лет....