Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)
Время – особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, по темпу, последовательности и длительности.
Временные категории: ритм, темп, последовательность, длительность.
Исследования проводили:
Т.Д. Рихтерман, Р.Л.Непомнящая, Т.И.Тарабарина, Чуднова Р., Щербакова Е., Фунтикова О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Понятие времени и его особенности Особенности восприятия детьми дошкольного возраста времени Содержание и методика работы в различных возрастных группах
Понятие времени и его особенности Время – особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, по темпу, последовательности и длительности. Временные категории : ритм, темп, последовательность, длительность. Исследования проводили: Т.Д. Рихтерман, Р.Л.Непомнящая, Т.И.Тарабарина, Чуднова Р., Щербакова Е., Фунтикова О.
Физиологическая основа отражения времени: чувственное восприятие с помощью различных анализаторов, сложная система взаимодействия анализаторов. Сеченов И.М особое значение придавал слух. и мышечному ощущениям. Свойства времени как явления : Текучесть Необратимость (что уже было – не возвращается) Неощутимо (его не видно, не слышно), со временем нельзя совершать какие-либо действия, время можно только прожить Словесные обозначения времени условны, относительны (утро становится днем, «завтра» становится «сегодня»)
Значение познания времени: Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с I класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления.
Общие задачи Знакомить с временными эталонами: сутки, части суток, неделя, месяц, год Понимать текучесть времени. Понимать временную последовательность: сначала - потом; сегодня – завтра, вчера; позже – раньше; быстро – медленно Развивать чувство времени Учить измерять время. Знакомство с часами, единицами измерения – секунды, минуты, часы. Учить определять время по часам, день недели, месяц - по календарю.
Методика работы в старшей и подготовительной группе Старшая – подготовительная к школе группа Программные задачи: закрепить понятие сутки; углубить представления о неделе (порядок и количество дней в неделе, месяце), годе (времена года, месяцы); развивать чувство времени (секунда, 1, 2, 3,5,10 минут) знакомство с часами (песочные, обычные); знакомство с календарем Методика работы Беседы «Когда это бывает» Игры с картинками, моделями Моделирование (плоскостные модели: прямоугольные карточки, круг, разделённый на 4 части; объёмные модели - исследования Н. Локоть, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой) Художественное слово (поговорки, пословицы, стихи, сказка «Двенадцать месяцев» и др.) Занятия с песочными часами по развитию чувства времени – 4 этапа (исследование Т.Д. Рихтерман) Знакомство с часами: рассматривание макета часов (циферблат, деления, стрелки), объяснение принципа движения стрелок, определение времени по часам. Работа с календарём.
Развитие чувства времени (исследование Т.Д. Рихтерман) 1 этап: познакомить детей с длительностью 1 минуты учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности
1 этап Объяснение: «Минута — это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60». Показ на песочных часах. Задания: Выкладывание из палочек каких-либо узоров в течение 1 минуты, следя за одноминутными песочными часами. Указание: следить за часами, остановиться тогда, когда минута истечёт.
Варианты заданий Раскладывать палочки по 10 штук в течение 1 минуты Убрать все палочки по одной в коробку в течение 1 минуты Рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту Разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел каждый нарезать Разрезать полоски бумаги на квадраты, потом квадраты разрезать на треугольники, а затем из квадратов вырезать круги.
2 этап Задача: учить детей оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте Методика: выполнение тех же заданий. Инструкция следующая: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась, а я проверю и скажу, кто когда закончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончится минута».
3 этап Задача: учить детей правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту Методика: детям предлагается самостоятельно наметить такой объем работы, какой можно успеть выполнить за 1 минуту. Например: из трех предложенных узоров-образцов выбрать такой, который можно было бы успеть сложить за 1 минуту
4 этап Задача: ознакомление детей с длительностью 3- и 5,10-минутных интервалов Методика: аналогичная
Литература: Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. «Просвещение» 1982. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. «Детство - пресс»,2004. – 64 с. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Академия развития, 1996. – 240 с., ил. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...
Презентация к проекту "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Презентация к проекту...

Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.
«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на чесы. Время - это отражение вечного развити...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на чесы. Время - это отражение...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском са...