Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики"
материал

Петах Ирина Александровна

В буклете содержится краткая информация о важности развития мелкой моторики. Даны рекомендации, представлены игры, игровые упражнения, нетрадиционные техники для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_razvitie_melkoy_motoriki.doc699.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для         развития мелкой моторики рук          

Чем «умнее» руки, тем умнее ребёнок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребёнка даст положительный результат.

1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

2. Шнуровка – это следующий вид игр, развивающих моторику рук у детей.

3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

4. Игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

5. Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учится регулировать силу нажима для того, провести линию той или иной толщины, раскраски.

6. Мозаика, пазлы, конструктор -  развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

7. Застегивание пуговиц, «волшебные замочки» играют немаловажную роль для пальцев рук.

Почему так важно развивать     мелкую моторику рук ребенка?

Различные нетрадиционные  техники

1. Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

2. Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

3. Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.

4. Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

5. Для маленьких детей хорошо использовать специальные “съедобные краски” (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

                                                                                        2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша

Picture background

Picture background

                          Составила: воспитатель

                  Петах Ирина Александровна

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет            

Физиологи под выражением «мелкая моторика» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко, поэтому стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

2

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

6. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников"

Рекомендации для родителей дошколят по развитию мелкой моторики рук посредством бросового и подручного материала...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики"

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики"...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия у детей"

Буклет раскрывает актуальность развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, знакомит с комплексом упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, мелкой мото...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики"

Гимнастика для пальчиков. Массаж прекрасно сочетается с гимнастикой для пальчиков – активной и пассивной.  Когда малыш самостоятельно разминает свои пальч...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму"

Советы и рекомендации по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста и подготовке руки ребёнка к письму....

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"

Важную роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики и ккординации движений пальцев рук. Поэтому очень важно посредством специальных упражнений, игр заниматься с ребенком с раннего возраста....