Консультации для родителей сюжетно-ролевая игра
консультация (подготовительная группа)
Консультации для родителей сюжетно-ролевая игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
Л.С. Выготский подчеркивает, что развитие коммуникативных способностей происходит в неразрывной связи с общим психическим развитием: развитием познавательной сферы, саморегуляции, речи. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).
Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берета <<Роль средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция, всякая роль содержит свои правила поведения, а подчинение этим правилам важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры>>. В.С. Мухина считает, что <<...в старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети, с помощью ролевых диалогов устанавливается игровое взаимодействие>>. Роль в игре выступает своего рода образцом коммуникативного поведения для ребенка,
В играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П. Усовой выявили этапы становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства << . . . уровень неорганизованного поведения, одиночные игры, игры рядом, кратковременное и длительное общение>>.
В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. В условиях игрового общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения и общения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы к конкретным ситуациям и использовать для выражения своих мыслей и чувств речь.
Как указывает М.И. Лисина, взрослый в этом общении выполняет различные функции: он организатор, координатор и исполнитель вспомогательных либо ведущих ролей. Взрослый является для ребенка образцом подражания, на основе поведения которого у ребенка формируются собственные образцы поведения. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
ДВ. Менджерицкая отмечает также, что в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности, Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
А.П. Усова считает, что в ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности,
М.И. Лисина отмечает, что в процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
отношения, которые определяются содержанием игры (дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя); реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).
Сюжетно-ролевую иуру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию,
Сюжетно-ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует ребенка на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, рассмотрение понятия и различных структур коммуникативных способностей не дают однозначного представления о сущности и строении коммуникативных способностей. Каждый из представленных нами подходов в большей или меньшей степени имеет свои достоинства и недостатки в определении структуры коммуникативных способностей. При этом общим для всех авторов является представление структуры коммуникативных способностей в виде иерархии блоков, находящихся в комплексном единстве, исходя из той регулирующей роли, которую они выполняют в общении,
Коммуникативные способности по своей сути выступают результатом коммуникативной деятельности, которая представляет собой сложный акт, состоящий из нескольких компонентов. Развитие этих способностей дошкольником в игре происходит через проживание игровой роли, получение нового опыта социального взаимодействия. Роль сюжетно ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра"
Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период разв...

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры детей 5-6 лет дома".
1.Что такое сюжетно-ролевые игры?2.Какие игровые действия можно выполнять с детьми дома.3.В какие с\р игры можно играть с детьми дома и зачем....

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"
Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"...

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в семье"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме: Сюжетно-ролевая игра в семье"...

Консультация для родителей "Сюжетно - ролевые игры или зачем играть с ребенком"
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэто...

Консультация для родителей. Сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми (старшая группа)
Консультация для родителей, которая познакомит с сюжетно-ролевыми играми для детей 5-6 лет и смотивирует их играть со своими детьми....
Для Вас родители! КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе и...