детский фольклор
консультация (подготовительная группа)
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Детский фольклор»
«Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура». М. Горький.
Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.
Фольклор - в переводе с английского языка, означает «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, «НАРОДНОЕ ЗНАНИЕ». Фольклор – это устное народное творчество, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры.
Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей взрослыми – песенки, потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, пестушки, считалочки, поговорки, скороговорки.
Скороговорка – рифмованная строка, помогает научить ребенка быстро и отчетливо говорить, а также помогает освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах.
На опушке две букашки поиграть решили в шашки. Крошечные шашечки тащат две букашечки
Заклички, приговорки - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла (обращение к дождю, ветру, небу, животным).
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Дразнилки – рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.
Воображуля, первый сорт! Куда едешь — на курорт? Шапочка с помпончиком, а едешь под вагончиком!
Обманули простака — на четыре кулака,
На щелбан и на подушку, на зеленую лягушку.
Фу-ты, ну-ты, ножки гнуты.
Руки — в боки, глаза — в потолоки!
Загадка - это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти отгадку.
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Живёт в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.
Днём спит
Или сказки говорит,
Ночью бродит,
На охоту ходит.
Считалка – маленькое фольклорное произведение для игры.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме и остроте мысли.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Пестушки, потешки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Важную роль здесь играет ритм — бодрый и веселый:
Тра-та-та, тра-та-та, Вышла кошка за кота.
Сказки – являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя ребенка со сказкой, нужно знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"
Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...
Консультация для родителей<<Детский фольклор>>
Консультация для родителей <<Детский фольклор>>...
«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОУ»
Итоговый иссследовательский проект после обучения на курсах повышения квалификации....
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...