Консультация для родителей: «Хвалить или ругать?»
консультация (младшая группа)

Белова Кристина Сергеевна

Если постоянно хвалить ребенка и никогда не наказывать при неправильных действиях (а ведь абсолютно послушных детей не бывает, он будет расти с убеждением, что любой его поступок хороший, а любое действие заслуживает восхищения. Такие дети не стремятся развиваться дальше, приобретают комплекс неполноценности, связанный с непризнанием со стороны детского коллектива или педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Хвалить или ругать?»

Если постоянно хвалить ребенка и никогда не наказывать при неправильных действиях (а ведь абсолютно послушных детей не бывает, он будет расти с убеждением, что любой его поступок хороший, а любое действие заслуживает восхищения. Такие дети не стремятся развиваться дальше, приобретают комплекс неполноценности, связанный с непризнанием со стороны детского коллектива или педагогов.

Существуют и другие перегибы в воспитании, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, боясь его «испортить». Такие родители не прощают ребенку малейшей провинности, ругая за каждую плохую отметку или безобидный проступок. При этом успехи в учебе и хорошее поведение воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Недооценивая свое чадо, родители не удовлетворяют его потребности в поощрении и лишают его возможности получать удовлетворение от своих добрых дел и старания. Младшие дошкольники очень хотят, чтобы их победы и радости были разделены любящими родителями. Они как бы отождествляют себя с вами и больше нуждаются в поощрении, чем в наказании. Поэтому преобладать в мерах воспитания должны все-таки похвала и одобрение.

Что касается физических наказаний, то применять их нельзя! Они унижают и оскорбляют ребенка, вселяют в него сомнение в вашей любви. Некоторые дети вообще не выносят подобной меры воспитания, они пугаются излишней строгости родителей, начинают сторониться и даже бояться их. Это может даже нарушить их психическое развитие.

Пока ребенок маленький, вряд ли какая-нибудь мама удержится от соблазна слегка шлепнуть капризулю по мягкому месту за непослушание. Если этот шлепок искренний и соответствует проступку, ничего страшного в этом нет. Но к школьникам подобные меры воздействия уже недопустимы. Если малыш не понимает слово «нельзя» и все равно хочет облизывать языком прилавок, пускаться в долгие объяснения не стоит - он их все равно не поймет. Но дети старшего возраста уже способны реагировать на другие виды наказания-неодобрение или замечания родителей. Такое психологическое воздействие пробуждает в ребенке естественное чувство вины и желание исправиться, тогда, как физическое наказание только унижает его и вызывает сопротивление. Однако сильное чувство вины тоже плохо. Оно может возникнуть у ребенка в том случае, если вы слишком эмоционально реагируете на его проступок, давая понять, что такого сына или дочку вы не любите. В любом случае, как бы ни был велик «грех», ребенок никогда не должен себя чувствовать покинутым и одиноким, лишенным родительской любви. Поэтому, сердясь и наказывая свое чадо, пытайтесь подчеркнуть, что он все равно остается любимым и самым дорогим для вас.

Хвалить ребенка нужно правильно. Всем известно, что добрее слово лечит душу, вселяет в человека уверенность в себе, создает хорошее настроение. Похвала играет значительную роль в развитии ребенка. Малыш дошкольного возраста должен постоянно ощущать ваше одобрение, естественно, если он совершает хорошие поступки, а не плохие. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, уже имеет завышенные потребности в похвале, потому что отчасти или полностью лишен общения со вторым родителем. Он становится особенно уязвимым и может воспринимать вашу критику неадекватно. Зато похвала для него является прекрасной эмоциональной поддержкой, поэтому дает гораздо больший эффект в воспитании.

Как можно и как нельзя хвалить ребенка:

1. Если ребенку что-то дается легко или он имеет особые способности, хвалить за это не следует, иначе вы не приучите его трудиться и добиваться цели усилием воли. Хвалить нужно за действие, требующее каких-то особенных качеств, например усидчивости, внимательности. Только так он будет развиваться дальше, совершенствовать свои навыки, а не станет ожидать восхищения только за то, что он такой есть.

2. Нельзя ставить в пример ребенку другого малыша, которому что-то дается легче. Сравнивать детей вообще ни в коем случае нельзя. Этим вы сведете на нет усилия своего ребенка, травмируя его психику. Он будет бояться, что у него никогда так, как у его приятеля, не получится, и потеряет уверенность в собственных силах.

3. Слишком часто хвалить малыша тоже не следует, особенно если слова одобрения произносятся неискренне. Это приучит его к легкому успеху.

4. Так же как и порицание, похвала должна быть за конкретный поступок. Не нужно хвалить самого ребенка«Какой ты красивый и умный». Так можно сформировать у малыша слишком высокое самомнение и необъективно завышенную самооценку. Поэтому хвалите его за поступки«Ты сумел построить корабль, хоть это было очень трудно». Если в дальнейшей жизни он столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам себе мнит, это может привести к неврозу.

В редких семьях детей не наказывают. А уж о поощрениях и говорить не приходится В неполных семьях акценты в воспитании детей часто смещаются в ту или иную сторону.

Находясь в подавленном состоянии, вы можете раздражаться даже на незначительные отклонения в поведении ребенка. Учитывая, что он сам переживает случившееся, ему трудно удержаться в тех рамках поведения, которые вы от него ожидаете. Тут возможны капризы, нежелание идти на прогулку, мыть руки и т. д. Что за этим следует? Наказание.

У каждого из нас разные представления о наказаниях. Одни родители ставят детей в угол, другие лишают сладкого, третьи шлепают, а четвертые кричат на детей.

Ставя ребенка в угол, срываясь на него или применяя традиционный ремень, вы условно сообщаете ребенку: «Я тебя больше не люблю, раз ты такой плохой». По крайней мере, маленькие дети именно так понимают агрессию родителей по отношению к ним. Получают ли они из наказания урок? Конечно, нет. Страх перед ремнем и углом (а для активных и эмоциональных детей стоять в углу -страшное наказание) действительно вырабатывает в ребенке привычку не совершать недозволенного, но только в присутствии родителей. Таким образом, малыш будет бояться вашего гнева, поэтому никогда при вас больше не полезет за какой-либо вещью на высокую полку. Но в гостях у папы, который никогда не наказывал его таким способом, он будет беспрепятственно делать, что ему вздумается.

Как наказывать ребенка:

1. Ребенка можно наказывать только непосредственно после проступка, а не копить его «грехи» и в конце недели наказывать за все разом. Малыш не поймет вашей жестокости, а только сам обозлится на вас.

2. Наказание малышей должно даже немного опережать их неправильные действия, ведь предусмотреть ту или иную реакцию ребенка нетрудно.

3. Наказание не должно быть слишком жестоким. Желательно, чтобы оно давало возможность ребенку загладить свою вину и конструктивно решить проблему.

4. Если вы все-таки наказываете ребенка, ставя его в угол, делайте это со спокойным выражением лица, не показывая своего негодования и не давая воли агрессии. Наоборот, вы должны объяснить ребенку, что вы его любите несмотря ни на что, хотя любой другой человек на его месте не заслуживал бы этой любви. Но вашу любовь он никогда не может потерять.

5. Не повышайте на ребенка голос-это его пугает, подрывает его нервную систему, но никогда не приносит пользы.

Почему ребенку необходимы запреты? Некоторые матери впадают в другую крайность, стремясь предоставить ребенку полную свободу и возможность самому решить, что хорошо, а что плохо делать, то есть заставляют его познавать мир только на собственных ошибках. Можно в виде эксперимента пустить в свободное плавание малыша на короткое время с той целью, чтобы потом вместе с ним обсудить его поведение. Это дает хороший эффект. Но если вы не будете контролировать ребенка вообще, он просто запутается в своих действиях. Дети постоянно сверяют по нашей 12реакции свое поведение. Если эта точка отсчета исчезнет, они потеряют ориентиры в жизни, не научатся учитывать желания других людей и контролировать свои потребности, а в конечном итоге не поймут, что такое социальные нормы поведения.

Как делать ребенку замечания:

1. Если ребенок совершил неправильный поступок, сядьте рядом с ним и обсудите причины его поведения. Затем попытайтесь, тоже вместе, найти пути выхода из создавшейся ситуации.

2. Не повторяйте свои требования слишком часто, не говорите долго и громко. Дети привыкают к нудным нотациям родителей, переставая со временем воспринимать их. Поэтому выскажите свой запрет четко и коротко.

3. Обращаясь к ребенку, не высказывайте претензий к нему, как личности, а осуждайте только его поступок. В этом вам помогут местоимения первого лица. Таким образом, вы дадите понять ребенку, что он неправ, при этом сообщите ему, что вы по-прежнему его любите и верите в него. То есть личность ребенка не пострадает.

4. Никогда не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его обидными словами, не вешайте ярлыков«Ты - неряха!» и т. д.

5. Не используйте слова-угрозы«Если ты сейчас же не уберешь игрушки, то не будешь смотреть телевизор». Лучше сказать«Когда ты уберешь игрушки, то сможешь посмотреть телевизор».

Даже вышеперечисленные правила не позволяют добиться полного послушания ребенка. Вас должно это только радовать, ведь малыш познает мир, растет и развивается. Получая яркие впечатления от своих новых действий и поступков, дети не всегда воспринимают наши запреты, поэтому им надо помочь с помощью наказаний. Именно помочь, а не вымещать на ребенке свою злость и негодование.

Как и когда применять наказания:

1. Ребенок должен заранее знать, за какой поступок его ожидает наказание, чтобы оно не удивляло его и не вызывало протест. Тогда он выбирает сам: вести себя соответствующим образом и быть наказанным или отказаться от нехорошей затеи.

2. Нельзя обещать и не выполнять или откладывать наказание. Тогда малыш будет думать, что и в следующий раз его действия сойдут ему с рук. Это не воспитает в нем правильного отношения к поступкам.

3. Зпарещая ребенку что-либо делать, родители должны объяснить и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения. Например, нельзя играть в мяч возле проезжей части, но можно и даже нужно-на спортивной площадке или во дворе.

4. Если вы запрещаете ребенку что-то, то не делайте этого сами. Например, не давая малышу конфету до обеда, не ешьте ее сами. Общепринятые правила должны соблюдаться всеми членами семьи.

5. Наказывая ребенка, не сомневайтесь в том, что он заслужил это наказание, то есть совершил плохой поступок. Если малыш просто попал под горячую руку, и вы пытаетесь свалить вину за свое плохое настроение на него, а потом раскаиваетесь в содеянном, это подорвет ваш авторитет.

6. Наказывая малыша, проявляйте к нему сочувствие, а не злорадство, убедив его в своей любви к нему. Например: «Мне жаль, что ты сегодня не сможешь посмотреть телевизор, но это наказание, которое ты заслужил, и я уверена, что оно пойдет тебе на пользу



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Что рассказать ребенку о Масленице»

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Масленица – это один из самых ярких, веселых, шумных и незабываемых праздников в году. Обычно дети принимают участие в масленичных гуляниях, развлечениях, но мало кто из них может объяснить смысл происходящего. В интересах развития ребенка, расширения его кругозора родители могут рассказать много любопытного о масленице.

Вот на что стоит обратить внимание:

Во-первых, обратите внимание, что масленица – это праздник, который отмечали еще наши бабушки и прабабушки, то есть появился он давно. В масленичную неделю провожали зиму и встречали весну. Понаблюдайте вместе с ребенком за изменениями природы и найдите признаки, которые свидетельствовали бы о приближении весны: раньше встает солнце, которое понемногу начинает пригревать, начали щебетать птицы.

Во-вторых, испеките вместе с ребенком блины, сделайте акцент на том, что это главное угощение в масленицу. Спросите, на что похож блин. Возможно, малыш сам догадается, что блин символизирует солнце. Если ему трудно будет ответить на данный вопрос, помогите наводящими вопросами. Попробуйте блины и со сметаной, и с вареньем, и со сгущенкой. «Блин не клин, живота не расколет», — говорили в народе. Кстати, неплохо между делом знакомить малыша с масленичными пословицами, поговорками, присловьями, песнями. Например, «Не все коту Масленица, будет и Великий пост», «Не жизнь, а Масленица», «Масленица – объедуха, деньгам приберуха»

В-третьих, упомяните главные масленичные развлечения: катание на лошадях, катание с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежного городка, чествование молодоженов, проводы и сожжение чучела Масленицы, ритуал прощения-прощания. Возможно, ребенок станет зрителем или участником какого-либо зрелища. Например, расскажите, что по спуску с горы судили о собственной судьбе: кто съедет с горы благополучно, тому предстоит хороший год; чем дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Научите ребенка просить прощение у близких людей, сами покажите пример.

О масленице можно говорить много и долго. Но маленький ребенок быстро устает, поэтому, надо ярко и эмоционально поведать ему о главном, что запомнилось бы надолго и сделало бы масленицу одним из любимых праздников в году!

Несмотря на то, что «блинная неделя» возвещает о начале Великого Поста, сам праздник пришел к нам из тех времен, когда славяне поклонялись языческим богам – Солнцу, Ветру, Дождю и т.д. Даже название праздника, получившее  широкое распространение в народе, идолопоклонническое. В православном мире неделя, предшествующая Посту, называется сырной. Ее идея заключается в подготовке к физическому и духовному очищению. Все эти тонкости, вероятно, детям еще не понять, да это и не нужно. Пусть Масленица будет для них просто веселым праздником, символизирующим завершение зимы и возвещающим о приближении весны. Тем не менее, маленькие почемучки наверняка засыпают родителей вопросами о Масленице. Что же интересного рассказать им об этом празднике?

На масленичной неделе взрослые и дети прощаются с зимой. Но чтобы она не обиделась на людей и не загостилась надолго, делать это следует по всем правилам. Поэтому празднуют масленицу основательно. Каждый из семи дней праздника имеет свои традиции.

Понедельник: встреча

Иногда его называют детской масленицей, потому что в этот день повсюду строились ледяные  горки, деревянные качели и карусели для малышей. Взрослые помогали детям  мастерить соломенное чучело, которое украшали яркими одеждами и возили по улицам в санях, запряженных лошадьми. Эта кукла и была матушкой-зимой, которую нужно ублажить, как следует, прежде чем попрощаться и принести в жертву богам.

Пока гурьба детей развлекалась на горках и качелях, взрослые водили хороводы и пели песни. Хотя, при желании, малышам не запрещалось присоединяться к песнопениям. Надо сказать, хорошая, развивающая память, традиция. Предложите и вы ребенку выучить стихотворение о Масленице. Например, такое:

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины мои, блины,

Ой, блиночки мои.

Моя старшая сестрица,

Печь блины ты мастерица,

Напекла она поесть

Сотен пять, а может, шесть.

Все это веселье сопровождалось поеданием блинов, которые символизировали солнце, залог плодородного урожая.

Вторник: заигрыш

Это день гостеприимства. Целыми семьями люди ходили, друг к другу в гости и угощались ароматными блинами. Неизменно трапеза проходит под песни и частушки, пляски и хороводы. Дети лепили снежных баб и катали их на санках.

Среда:лакомка

С этого дня с ледяных гор начинали кататься и взрослые. Девушки и юноши устраивали катания на тройках с бубенцами. Родственники угощали друг друга блинами и баранками.

Четверг: разгуляй

Блины пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Именно бога солнца. Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на солнце.

Кажется, в этот день веселье достигало своего апогея. Дети постарше и взрослые были увлечены массовыми играми и забавами.

 Бои мешками, к примеру, до сих пор пользуются большим спросом на масленичных гуляниях. В игре принимают участие два человека. Каждому привязывают к телу одну руку, в другую он берет мешок, которым старается сбить с ног соперника. Эта игра-стратегия учит ребенка маневрировать, вести тактическое «состязание», тренирует координацию движений.

Не менее популярны так называемые «карельские гонки». В них участие может принять и два человека, и двадцать. Задача соперников так разогнать санки с горки, чтобы проехать дальше других участников эстафеты.

Если погода позволяла, в этот день люди строили снежные крепости, а затем играли, пытаясь отбить вражескую крепость в свои владения. На улицах появлялись ряженые, которые веселили прохожих частушками, скороговорками и стихами.

Пятница: тещины вечерки

В пятницу семьи отправлялись в гости к бабушке, так как, по традиции, зять в этот день должен угощать блинами тещу. К блинам подавали сметану, сливочное масло, мед, варенье, красную икру, яйца. Незамужние девушки в этот день пекли блины и выходили на улицу, неся тарелку с «пшеничными солнышком» на голове. Парень, которому нравилась девушка, пробовал ее блины, чтобы понять, хорошая ли она хозяйка.

Суббота: золовкины посиделки

Это день примирения и укрепления семьи. Люди ходили,  друг к другу в гости, ели блины и налаживали отношения, если в них было недопонимание. Повсюду звучали только добрые слова.

Воскресенье: прощенный день

Взрослые и дети искренне просили друг у друга прощения за какие-то обиды. Затем они отправлялись на городскую площадь, где  шли народные гуляния. После неудержимого веселья торжественно сжигали чучело Масленицы, провожая ее до следующего сезона. Пепел от сгоревшей куклы развеивали по полю, чтобы получить в новом году добрый урожай.  

Кстати, в выпечке блинов обычно были задействованы и дети. Малышам доверяли смазывать сковороду маслом, а дети постарше замешивали тесто. Проводы зимы объединяли всю семью, в очередной раз, напоминая о том, что нужно быть дружными, заботливыми и внимательными по отношению друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Хвалите детей чаще"

На протяжении всего детства  именно мы, родители, оказываем на ребенка наиболее  сильное влияние. Самое ценное, что он может получить -  это убеждение, что мы любим его и всегда г...

Консультация для родителей «Хвалить или ругать?»

Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает....

Консультация для родителей "Хвалим правильно!"

Консультация для родителей "Хвалим правильно!"...

консультация для родителей "Хвалим ребенка правильно"

консультация для родителей  "Хвалим ребенка правильно"...

консультация для родителей. "Хвалим реьёнка правильно".

ХВАЛИМ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС Застаньте ребенка за полезным занятием, убедитесь что он все делает правильно и поощряйте его здесь и сейчас. Делайте это незамедлительно и спонтанно....

консультация для родителей "Хвалим ребёнка правильно"Рекомендации как правильно хвалить ребёнка

рекомендации как правильно хвалить ребёнка, не льстите, не преувеличивайте, будьте всегда искренне. Хвалите за старание, а не за природный дар. Тогда ребёнок вырастит, добрым, трудолюбивым. Сможет пра...

консультация для родителей. "Хвалим реьёнка правильно".

Рекомендации нужно ли хвалить ребёнка и как правильно это сделать, что бы не на вредить. Хвалить ребёнка нужно не за природный дар , а за старание. Самое главное хвалить ребёнка искренне....