КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: ИГРЫ ДОМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
консультация
Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является основой для правильного звукопроизношения и успешного освоения письменной речи. Развитие этой способности важно начинать с раннего возраста, чтобы избежать проблем с речью в будущем. Игровые упражнения помогут детям легко и весело развивать этот навык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «ИГРЫ ДОМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ»
Учитель-логопед 1 квалификационной категории
Голованова Татьяна Николаевна
Богородск, 2025
Введение
Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является основой для правильного звукопроизношения и успешного освоения письменной речи. Развитие этой способности важно начинать с раннего возраста, чтобы избежать проблем с речью в будущем. Игровые упражнения помогут детям легко и весело развивать этот навык.
От года до 2 лет
1. «Кто кричит?»
Цель игры: развивать умение различать голоса животных.
Инструкция: покажите ребенку игрушки или картинки с изображением различных животных и попросите определить, кто издает тот или иной звук. Например, вы говорите «му-у», а ребенок показывает корову.
2. «Найди игрушку»
Цель игры: тренировка внимания и умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция: спрячьте игрушку и предложите малышу найти её, ориентируясь на ваши подсказки («горячо-холодно»).
С 2 до 3 лет
1. «Подбери пару»
Цель игры: обучение ребенка сопоставлению звуков.
Инструкция: подготовьте карточки с изображениями предметов, названия которых начинаются на один и тот же звук (например, кошка и кубик). Попросите малыша подобрать пары.
2. «Что звучит?»
Цель игры: развитие умения слышать и определять различные звуки окружающей среды.
Инструкция: используйте бытовые предметы (ложка, колокольчик, шуршащий пакет) и предлагайте ребенку угадать, какой предмет издает определенный звук.
С 3 до 4 лет
1. «Повторяй за мной»
Цель игры: улучшение артикуляции и произношения отдельных звуков.
Инструкция: произносите слоги и слова, содержащие разные звуки, и просите ребенка повторять за вами. Можно использовать забавные сочетания, такие как «ба-па-ма».
2. «Угадай слово»
Цель игры: формирование активного словаря и развитие фонематического слуха.
Инструкция: начните произносить слово по буквам, а ребенок пусть догадается, какое слово вы хотите сказать. Например, «м-а-ш-и-н-а».
4-5 лет
1. «Слова-перевертыши»
Цель игры: развивать внимание к звуковой структуре слова.
Инструкция: предлагаете ребенку изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Например, «кот» — «рот».
2. «Забавный эхо»
Цель игры: учить детей правильно воспринимать и воспроизводить речь.
Инструкция: вы говорите фразу, а малыш повторяет её, стараясь точно скопировать ваше произношение.
5-6 лет
1. «Раздели слово на части»
Цель игры: помочь детям осознать структуру слова.
Инструкция: называете слово и просите разделить его на слоги. Например, «ма-ли-на» — три слога.
2. «Найди лишнее»
Цель игры: развивать умение замечать различия между словами.
Инструкция: Подберите ряд слов, где одно будет отличаться от остальных по звучанию. Например, «мак, рак, лак, стол».
6-7 лет
1. «Составь предложение»
Цель игры: Совершенствование связной речи и фонематического анализа.
Инструкция: даете ребенку набор карточек с отдельными словами и просите составить из них осмысленное предложение.
2. «Рифмы»
Цель игры: Умение подбирать рифмующиеся слова.
Инструкция: начинаете стихотворение, а ребенок придумывает продолжение, используя рифму. Например, «Мишка вышел погулять, встретил волка и... (зайца)».
Помните, что регулярность занятий и позитивная атмосфера играют ключевую роль в развитии фонематического слуха вашего ребенка!
Список литературы
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Детство-Пресс, 2010.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.: Школьная пресса, 2008.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"
Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...

Консультация для родителей тема: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».
При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...
Консультация для родителей тема: «Играем дома в математические игры»
консультация для родителей...

Консультация для родителей Тема: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...

Консультация для родителей Тема: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»....

Консультация для родителей «Как можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?»
С начала учебного года в нашем детском саду стартовал практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет «Фонематическая мозаика»....