КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: ИГРЫ ДОМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
консультация

Голованова Татьяна Николаевна

Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является основой для правильного звукопроизношения и успешного освоения письменной речи. Развитие этой способности важно начинать с раннего возраста, чтобы избежать проблем с речью в будущем. Игровые упражнения помогут детям легко и весело развивать этот навык.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ИГРЫ ДОМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ»

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

Голованова Татьяна Николаевна

Богородск, 2025

Введение

Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является основой для правильного звукопроизношения и успешного освоения письменной речи. Развитие этой способности важно начинать с раннего возраста, чтобы избежать проблем с речью в будущем. Игровые упражнения помогут детям легко и весело развивать этот навык.

От года до 2 лет

1. «Кто кричит?»

Цель игры: развивать умение различать голоса животных.

Инструкция: покажите ребенку игрушки или картинки с изображением различных животных и попросите определить, кто издает тот или иной звук. Например, вы говорите «му-у», а ребенок показывает корову.

2. «Найди игрушку»

Цель игры: тренировка внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Инструкция: спрячьте игрушку и предложите малышу найти её, ориентируясь на ваши подсказки («горячо-холодно»).

С 2 до 3 лет

1. «Подбери пару»

Цель игры: обучение ребенка сопоставлению звуков.

Инструкция: подготовьте карточки с изображениями предметов, названия которых начинаются на один и тот же звук (например, кошка и кубик). Попросите малыша подобрать пары.

2. «Что звучит?»

Цель игры: развитие умения слышать и определять различные звуки окружающей среды.

Инструкция: используйте бытовые предметы (ложка, колокольчик, шуршащий пакет) и предлагайте ребенку угадать, какой предмет издает определенный звук.

С 3 до 4 лет

1. «Повторяй за мной»

Цель игры: улучшение артикуляции и произношения отдельных звуков.

Инструкция: произносите слоги и слова, содержащие разные звуки, и просите ребенка повторять за вами. Можно использовать забавные сочетания, такие как «ба-па-ма».

2. «Угадай слово»

Цель игры: формирование активного словаря и развитие фонематического слуха.

Инструкция: начните произносить слово по буквам, а ребенок пусть догадается, какое слово вы хотите сказать. Например, «м-а-ш-и-н-а».

4-5 лет

1. «Слова-перевертыши»

Цель игры: развивать внимание к звуковой структуре слова.

Инструкция: предлагаете ребенку изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Например, «кот» — «рот».

2. «Забавный эхо»

Цель игры: учить детей правильно воспринимать и воспроизводить речь.

Инструкция: вы говорите фразу, а малыш повторяет её, стараясь точно скопировать ваше произношение.

5-6 лет

1. «Раздели слово на части»

Цель игры: помочь детям осознать структуру слова.

Инструкция: называете слово и просите разделить его на слоги. Например, «ма-ли-на» — три слога.

2. «Найди лишнее»

Цель игры: развивать умение замечать различия между словами.

Инструкция: Подберите ряд слов, где одно будет отличаться от остальных по звучанию. Например, «мак, рак, лак, стол».

6-7 лет

1. «Составь предложение»

Цель игры: Совершенствование связной речи и фонематического анализа.

Инструкция: даете ребенку набор карточек с отдельными словами и просите составить из них осмысленное предложение.

2. «Рифмы»

Цель игры: Умение подбирать рифмующиеся слова.

Инструкция: начинаете стихотворение, а ребенок придумывает продолжение, используя рифму. Например, «Мишка вышел погулять, встретил волка и... (зайца)».

        Помните, что регулярность занятий и позитивная атмосфера играют ключевую роль в развитии фонематического слуха вашего ребенка!

Список литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Детство-Пресс, 2010.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.: Школьная пресса, 2008.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"

Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...

Консультация для родителей тема: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».

При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...

Консультация для родителей Тема: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...

Консультация для родителей Тема: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»....

Консультация для родителей «Как можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?»

С начала учебного года в нашем детском саду стартовал практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет «Фонематическая мозаика»....