Семинар-практикум «Поощрения и наказания в семье»
материал
Семинар-практикум на тему: «Поощрения и наказания в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Поощрения и наказания в семье»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.
Задачи:
1. Раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание.
2. Проанализировать проблему поощрения и наказания ребенка в семье, через анкетирования.
3. Способствовать формированию активной позиции родителей по выбору форм и методов воспитания детей, через практические ситуации.
4. Повысить педагогическую культуру родителей.
Материал и оборудование:
Ноутбук и мультимедийное оборудование, карточки-ситуации, атрибуты для ситуаций.
Ход.
1.Организационная часть.
Добрый день, уважаемые родители. Рада видеть вас на семинаре - практикуме.
А начнём мы наш семинар с небольшого упражнения «Импульс». Встаньте, пожалуйста в круг, возьмитесь за руки. Импульс мы будем передавать друг другу легким сжатием руки. Закроем глаза, импульс передам вам я и буду ждать его возвращения. Молодцы, спасибо, присаживайтесь.
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний.
2.Основная часть
В процессе развития и социализации ребенок усваивает различные правила: как и что правильно делать и как себя вести дома или в общественных местах. И взрослые естественным образом реагируют на то, как ребенок справляется с выполнением этих правил, – поощряют или наказывают его, способствуя, тем самым, усвоению необходимых норм деятельности и поведения. От того, насколько адекватной и точной будет реакция взрослых на действия ребенка, зависит степень и характер влияния на его развитие. Взрослым важно помнить, что сильные эмоциональные реакции (не важно, положительные или негативные) лучше сдерживать. Если это сложно сделать, то лучше немного отложить свою оценку действий и поступков ребенка.
Методов и форм наказания в арсенале взрослых довольно много. Среди них есть такие, которые рекомендуется не применять в отношении дошкольников: они не принесут положительного результата. А вот последствия для ребенка не только не способствуют его развитию, но и приводят к ухудшению отношения к взрослому.
Наказание – мера воспитательного воздействия, применяемая к ребенку за какую-либо вину или проступок, метод торможения негативных проявлений ребенка с помощью отрицательной оценки его поведения.
В соответствии с программой просвещения родителей, можно выделить неэффективные и эффективные наказания.
К неэффективным наказаниям относятся:
– физические (телесные) наказания;
– словесное выражение агрессии (порицания, упреки, ворчливость, осуждение, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка, даже гнев, крик, ярость);
– ограничение активности ребенка (поставить в «угол», запереть в комнате, посадить на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п.);
– лишение родительской любви («Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен» и т.п.);
– принуждение к действию (взрослый любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости совершения этого действия).
А к эффективным наказаниям относятся:
– лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Важно! Действенность этого вида наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он лишается.
– внушение чувства вины (формирование у ребенка представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок);
– наказание естественными последствиями (в случае причинения ущерба ребенок обязан сам исправить: разлил – убрал, получил двойку – исправил, разорвал что-то – сам зашил и т.п.);
– отложенный конфликт (предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого);
– логическое объяснение и обоснование (ориентировка ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей или действия для достижения результата);
– блокирование нежелательного действия (прерывание действия ребенка) применяется в ситуациях, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, сохранности материальных или духовных ценностей.
Данные виды наказания эффективны и при правильном применении взрослыми, могут способствовать освоению ребенком необходимых правил поведения и выполнения деятельности.
Социализацию ребёнка невозможно строить только на наказаниях. Больше, чем наказаний, в воспитании ребенка должно быть поощрений. Их не бывает слишком много, но, как и наказания, их необходимо использовать эффективно.
Поощрение – мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку педагогами или родителями поведения и деятельности детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.
К поощрениям можно отнести:
– ласка (эмоциональное положительное отношение, которое взрослый выражает действием или словами в отношении ребенка);
– материальное поощрение (подарки, награды);
– совместная деятельность (совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном занятии вместе с взрослым и др.).
Важно! Что данные поощрения нельзя связывать жестко и только с успехами и достижениями ребенка.
Есть еще один вид поощрения, но желательно, чтобы оно выступало как оценка самостоятельности и взросления ребенка, признание достаточного уровня компетентности, а не «награда» за конкретное действие или поступок.
Поощрения могут оказывать ощутимое положительное влияние на развитие личности ребенка.
На кануне нашей встречи проводилось онлайн анкетирование по данной теме.
Проанализировав Ваши анкеты, мы выяснили, что на вопрос Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний ваши мнения разделились поровну. А я считаю, что если говорить о запретах и методах поддержания правил то без них обойтись нельзя. Запреты в любом случае должны быть и я думаю, что вы со мною согласитесь.
На вопрос, Что может послужить в вашей семье поводом для наказания большенство ответило, что это совершение плохих поступков, за которые вы можете лишать своих детей просмотра мультфильмов, отказать в покупке игрушек и т.д. Радует то, что вы не применяете физическое наказание.
95% родителей указывают, что после наказания ребенок меняет свое поведение, но не все наказания эффективно воздействуют.
По опросу видно, что после наказания ребёнка вы обсуждаете с ним случившееся, а не спокойно занимаетесь своими делами, и я вас в этом поддерживаю.
Как я говорила ранее, похвалы должно быть больше чем наказания.
На вопрос Как часто вы хвалите своего ребёнка 57 % родителей ответили, что конкретно за определенные действия и поступки, А хвалите вы своих детей за овладения новыми навыками, достижения, конкретные поступки и действия а так же для их мотивации.
Большинство родителей ответили, что поощряют своих детей лаской и словесными одобрениями, за которые ребёнок радуется и ещё больше старается.
Похвала должна быть продуктивной и адекватно отражать успехи и достижения ребенка.
Продолжим нашу встречу примером из жизненной ситуации.
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок (обсуждение)
Правильно ли наказал мальчика отец? (нет, не правильно)
Как отцу нужно было поступить?
(отцу нужно было объяснить сыну, за что он его наказал, и обсудить последствия баловства за столом).
А сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам разделиться на 2 группы.
Каждая группа получает лист с одной ситуацией.
Данную ситуацию вы коллективно обсуждаете, затем один участник зачитывает ее, а в это время другие - обыгрывают. (2 мин)
Ситуация 1
Пятилетний мальчик подбежал к трех летней девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!»
ЕВ: Правильно ли поступила мама? Как бы поступили вы? (обсуждение ситуаций).
Ситуация 2
Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ тюли похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: «Я огорчена твоим поступком, теперь придётся купить новый тюль, потратив те деньги, которые мы копили тебе на игрушку».
- Наказала ли мама ребенка? А как бы поступили вы?
Может быть, у вас уважаемые родители есть примеры из собственного опыта, можете с нами поделиться.
3.Заключительная часть
Надеюсь, что наше сегодняшняя встреча помогла вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили.
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Спасибо вам за участие.
В заключение собрания родителям раздаются брошюры: «Поощрение и наказание детей в семье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...

Поощрение и наказание в семье
Быть родителями – это радостный, но и напряжённый труд. Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Воспитание ребенка – это большой труд. А главное правило в воспитании – любовь и во...

Конспект родительского собрания "Поощрение и наказание в семье" (с презентацией и анкетой)
Данный материал позволит сформировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье....

Консультация для родителей. «Бить или не бить? Вот в чем вопрос (о мерах поощрения и наказания в семье)»
Консультация для родителей...

Консультация "Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка"
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...