ИКТ в работе с детьми плюсы и минусы
консультация

ИКТ в работе с детьми плюсы и минусы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в работе с детьми плюсы и минусы


Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом.  И в системе дошкольного образования происходят большие перемены. Вводятся новые стандарты образования, внедряются федеральные государственные требования, принимаются изменения в Законе «Об образовании», разрабатываются  на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, реализуется программа «Электронная Россия». Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Информатизация общества ставит перед нами задачу: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, уметь сформировать основы информационной культуры дошкольника, повысить профессиональный уровень и компетентность родителей.

Средства ИКТ включает в себя:
• Компьютер
• Ноутбук
• Музыкальный центр
• Мультимедийный проектор
• Телевизор
• Видеоплеер
• Фотоаппарат
• Принтер
• Сканер
• Мобильный телефон
• Видеокамера
• Интерактивная доска

-Интерактивная панель.

-Интерактивный пол.

-Интерактивное зеркало/умное зеркало

-Интерактивный стол

-Интерактивная песочница.

В работе можно выделить три основных области применения ИКТ - технологий для познавательного развития дошкольников:

  1. Проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
  2. Использование электронных дидактических игр;
  3. Использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.

Интерактивные средства имеют ряд преимуществ:

  1. легче  воспринимается информация дошкольниками   за счет наглядности и яркости;
  2. любые объекты можно рассматривать как в уменьшенном виде, так и в увеличенном;
  3. применяется визуальный ряд  и используются  звуковые эффекты;
  4. с доской возможно работать как индивидуально, так и всей группой;
  5. удобно закреплять с  детьми пройденный  материал;
  6. передача информации идет быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  7. доска дает возможность моделировать такие ситуации, которые трудно или невозможно показать в обыденной жизни;
  8. экономия времени при подготовке педагога к занятию;
  9. удобно хранить материал и его многократно  использовать;
  10. у оборудования  могут находиться как минимум два ребенка одновременно.

Занятия с применением ИКТ должны проходить с соблюдением требований СанПиНа:

  • Лучшим временем для работы с компьютером являются утренние часы или вторая половина дня после дневного сна.
  • Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг.
  • Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.
  • Экран монитора должен находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Между занятиями обязательно проводятся динамические паузы (гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)

 --Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

 Вопрос о пользе и вреде компьютерных технологий остается открытым до сих пор. Например, медики считают, что воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Офтальмологи не рекомендуют использовать планшетные компьютеры детям более 20 минут

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются хорошие результаты: Кроме того, доказано, что «виртуальный мир» опасен для физического и психического здоровья ребенка: он формирует агрессивное поведение, агрессивное мышление, агрессивные реакции и просоциальное поведение, а еще психологическое возбуждение.

К плюсам использования ИКТ в обучении дошкольников принято относить:

  • Повышение эффективности образовательного процесса и обеспечение более полного доступа к материалам. 
  • Наглядность иллюстрируемого материала, что увеличивает заинтересованность ребёнка. 
  • Возможность звукового сопровождения, создание имитационных форм, интерактивных моделей, позволяющих концентрировать и удерживать внимание ребёнка. 
  • Автоматическая оценка результатов деятельности ребёнка и поощрение в случае верного выполнения задания. 
  • Индивидуализация обучения — ребёнок может осваивать материал в удобном для него темпе, возвращаться к отдельным теоретическим и практическим моментам. 
  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  •   формирование навыка исследовательской деятельности; 
  •  расширение общего кругозора; 

Некоторые минусы использования ИКТ в ДОУ при работе с детьми:

  • перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками; 
  • недостаточная оснащённость ДОУ технической аппаратурой; 
  • педагог не обладает достаточной квалификацией для работы с компьютером; 
  • негативное влияние длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей (утомление, нервно-эмоциональное напряжение, стрессы, ухудшение зрения и осанки); 
  • Негативное влияние длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Воздействие электромагнитного излучения монитора и сидячее положение в течение длительного времени могут привести к утомлению, нервно-эмоциональному напряжению, ухудшению зрения и осанки. 
  • нарушения физического и соматического здоровья — избыточный вес, нарушение осанки, нарушения зрения, расстройство в работе внутренних систем организма, переутомление и истощение организма, неврологические дисфункции;
  • недостаточным интеллектуальным развитием — ослабление умственных способностей, воображения и концентрации внимания, ее непостоянство,
  • а также недостаток терпения и сдержанности, последовательности, нарушение восприятия, ограничения способности к логическому мышлению, чувство растерянности, навязчивые мысли, импульсивное поведение, нарушения памяти;
  • нарушения эмоционального и социального развития — безосновательная индивидуальная или групповая агрессия.
  • Наблюдается также повышенный уровень тревожности и агрессии у детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

           - использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

            - компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

            - рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

             - необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя и родителя, а не заменяет его. Использование ИКТ детьми подразумевает контроль и объяснения со стороны взрослого, а не самостоятельное использование. ИКТ в ДОУ должно быть обоснованным и учитывать как плюсы, так и минусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Плюсы" и "минусы" в общении с детьми"

Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями. Поэтому одной из важнейших задач современног...

Плюсы и минусы использования ИКТ в работе с детьми

В настоящее время все чаще задается вопрос использовать ли ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста. Сейчас я постараюсь рассмотреть плюсы использования информационных технологий  в работе с де...

ИКТ в работе с детьми плюсы и минусы

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире м...

Консультация для родителей "Плюсы и минусы использования гаджетов детьми дошкольного возраста в современном мире".

Мобильные устройства и компьютеры в современном мире нужны  человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее...

Презентация "Плюсы и минусы использования гаджетов детьми дошкольного возраста"

Мобильные устройства и компьютеры в современном мире нужны  человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее...