СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи дошкольников с ЗПР посредствам интерактивных технологий»
методическая разработка
Цель мастер - класса: повышение компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Брусничка»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие речи дошкольников с ЗПР посредствам интерактивных технологий»
Разработала:
Воспитатель: Перевозкина Л.Б.
г. Сургут 2022
Цель мастер - класса: повышение компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Задачи:
- Создать позитивный настрой на эффективное взаимодействие.
- Вовлечь семью в единое образовательное пространство.
- Мотивировать родителей на сотрудничество со специалистами и педагогами ДОУ.
- Сформировать представления родителей о методах и приемах работы по РР и РРФВ в рамках коррекционно – развивающего занятия.
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний умений навыков.
- Познакомить родителей с применением интерактивных игр для развития речи дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Создание доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
- Наличие потребности семьи активно участвовать в коррекционно – образовательном процессе.
- Овладение родителями методами и приемами работы по РР, РРФВ и применение данных навыков на практике.
Практическая часть:
Значение фонематического слуха
От определенного уровня развития фонематического слуха от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков.
При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, слова сложнослоговой структуры.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для того чтобы ребенок усвоил навыки чтения, письма, а также избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу - высшей ступени развития фонематического восприятия
Нарушение фонематического слуха
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Проведение данного «мастер – класса» считаю необходимым, для того, чтобы вы смогли максимально приблизиться к коррекционно - образовательному процессу, и включиться в совместную работу со специалистами ДОУ, помочь в закреплении полученных на занятиях знаний и умений.
Данный семинар будет проходить в форме занятия, это позволит более полно представить, как проходят занятия по РРФВ в ДОУ.
2. Практическая часть
Организационный момент
Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя детьми. Мы отправимся в путешествие по стране звуков и букв. Как вы думаете, что это за страна, кто ее жители?
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, читаем, пишем.
Давайте познакомимся с жителями этой страны.
Неречевые звуки
Неречевые звуки можно разделить на: звуки природы (журчание воды, шум ветра и дождя, шелест листьев, и др.); звуки, которые издают животные и птицы (жужжание мухи или жука, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, мычание коровы и так далее); звуки, которые издают предметы и материалы (жужжание пылесоса, шуршание пакета, стук молотка, шорох пересыпаемой крупы, звон бокалов и т.д.
Игра «Узнай, что звенит (гремит)?».
На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Игра «Подбери картинку или игрушку».
Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
«Узнай по звуку».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
Гласные звуки
Дидактическая игра «Отгадай звук»
Сейчас мы отправимся в гости к звукам. Попробуйте отгадать к каким звукам мы идем в гости.
Педагог показывает артикуляцию звука без голоса.
Правильно мы идем в гости к звукам А, У, И, О, Ы, Э.
Как мы назовем все эти звуки одним словом? – гласные.
Почему эти звуки мы называем гласными? (работа со схемой гласных звуков, разбор артикуляции).
Вывод: гласными звуками мы называем звуки, при произнесении которых воздух выходит свободно, не встречая преграды (преградой могут служить губы, зубы, язык)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно обозначать мы их будем красным цветом. Живут гласные звуки в домике красного цвета.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове»
Выделение ударного гласного
Давайте назовем картинки и определим первый звук в слове.
Кто это? (утка). Какой первый звук в слове ууууутка? Правильно. Звук «У» какой? (гласный). Каким цветом обозначаем гласные звуки? - красным цветом (аист, облако иглы).
Выделение безударного гласного
Давайте назовем картинки и определим первый звук в слове. (Арбуз, улитка, индюк) – работа проводится по аналогии.
По аналогии выделяем последний гласный в словах (утка, носки, столы…)
Согласные звуки
Послушайте внимательно звуки и назовите их одним словом (М, Хь, Т, П, Л…)
Работа со звуком В.
При знакомстве с согласным звуком используем зеркало, объясняем артикуляцию звука.
Произнесем звук «В» (работа с зеркалами)
Описание положения губ, языка, зубов.
Характеристика звука с опорой на схему: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий (горлышко «работает»).
Обозначение: синий цвет.
Произнесем звук «В ̓» (работа с зеркалами)
Описание положения губ, языка, зубов.
Характеристика звука с опорой на схему: согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий, звонкий (горлышко «работает»).
Обозначение: зеленый цвет.
Дидактическая игра «Внимательные ушки»
Будем ловить звук «В». Закройте глаза. Хлопните в ладоши, когда услышите звук «В». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук.
Какой звук мы ловили. Характеристика звука по схеме.
Игра «Твердо – мягко» плюс гласные.
Работа с кубиками
Физ. минутка
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Мы сегодня научимся маленькому волшебству, мы будим превращать твердые звуки в мягкие, а мягкие в твердые.
Давайте встанем в круг. Я буду каждому по очереди бросать мяч и называть слог. Я произношу слог твердо, а вы наоборот мягко.
Образец: «ВА», а мягко будет «ВЯ». «ВИ», а твердо будет «ВЫ».
Упражнение «Характеристика звука»
Каждый родитель дает характеристику заданному звуку с опорой на схему, выбирает условное обозначение.
Дидактическая игра «Подарки для звука»
Мы будем дарить слова. Придумайте слова со звуками «В», «В ̕». Придумайте слова, чтобы звук м был в конце слова, в середине…
Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Звуки любят играть в прятки. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова (демонстрация схемы слова). Перед вами схема слова и фишки синего, зеленого, красного цвета. Покажите на схеме начало слова (середину, конец). Каким цветом обозначаем твердый звук, мягкий? Определение позиции звука в слове с опорой на схему.
Слова: Вата, ветер, сова, соловей.
Знакомство с буквой
На что еще похожа буква «В»?
Из каких элементов состоит буква «В»? (палочка полукруг, полукруг).
Выкладываем буквы из различного материала
работа в песочнице.
Представление игр на развитие грамматического строя.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
Дидактическая игра «Один – много»
В ходе игры взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. В игре хорошо использовать яркие предметные картинки.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова при помощи суффиксов. Оснащение: мяч.
Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Дидактическая игра «Жадина»
Цели: Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе.
Ход игры:
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой».
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель. Учить подбирать признаки к предмету.
Ход игры. Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет предмет: «Лист». Воспитанник бросает мяч обратно и называет признак: «Зеленый» и т.д.
Дидактическая игра «1 – 3 – 5»
Согласование числительных с существительным. Пример: один ботинок, два ботинка, пять ботинок, один тапок, два тапка и т. д.
3. Итог занятия (рефлексия)
Наше путешествие подошло к концу.
Скажите, где мы с вами побывали?
С какими звуками познакомились? (характеристика звуков).
С какой буквой мы познакомились?
Какие задания вы выполняли?
Что для вас было сложным?
Родителем самостоятельно необходимо подобрать игру по РР или РРФВ и выполнить ее дома совместно с ребенком.
Подведение итогов мероприятия
Выводы по теме семинара – практикума.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
Родительское собрание...

Практикум для родителей «Развития связной речи дошкольника посредством музыки»
Всю свою жизнь мы проводим в обществе, получаем информацию, обмениваемся ей. Согласитесь, как приятно иметь дело с человеком, который умеет внятно выразить свои мысли, чувства, стремления. Умение обща...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Задачи: 1. Расширить представления родителей с особенностями работы с детьми по развитию их творческих способностей.1.Познакомить родителей с организацией работы в группе по развити...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР».
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР». ...

Семинар-практикум для родителей «Развитие речевой активности дошкольника с применением элементов игровой технологий сторителлинг»
Семинар-практикум для родителей «Развитие речевой активности дошкольника с применением элементов игровой технологий сторителлинг»...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Развитие духовно – нравственных качеств у детей посредством приобщения к сказке».
Цель: повышение компетентности родителей в организации знакомства с сказкой детей старшего дошкольного возраста в семье.Задачи:1.Познакомить родителей с опытом работы по ознакомлению детей с художеств...

Семинар – практикум для родителей: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет....