Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте
консультация

Е.В. Пучкова

Консультации для родителей, мастер-класс для педагогов 2023. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc100.5 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc112.05 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4"Аленушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Мастер–класс с педагогами «Формы работы взаимодействия с родителями»

Выполнила: воспитатель Пучкова Е.В.

Мытищи 2022–2023

Мастер–класс с педагогами «Формы работы взаимодействия с родителями»

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

(В. А. Сухомлинский).

Цель: - повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной игровой деятельности родителей, детей и педагогов.

Задачи:

- Способствовать развитию профессиональной компетенции участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по теме «Формы работы взаимодействия с родителями».

- Научить участников мастер-класса в игровой форме по применению игр как эффективного средства развития ребёнка и способа сближения взрослого и ребёнка в совместной игровой деятельности.

План проведения мастер-класс:

1. «Мастер–класс для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй»

2. Практическая часть: развивающие игры и упражнения.

- Игра «Четвертый лишний».

- Игра «Веселый человечек»

- Игра «Сравни что общего и чем отличаются?»

- Игра «Дорисуй рисунок»

- Игра «Что это такое?»

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. Ритуал приветствия.

Вступительное слово педагога

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите начать мастер-класс название, которого вы видите на экране «Формы работ взаимодействия с родителями».

Мастер–классы для родителей — одна из самых эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом. Каждый мастер–класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Именно мастер-классы более интересны при работе с семьями.

В ходе совместной работы увеличивается качество образовательного процесса посредством организации совместной игровой деятельности родителей, детей и педагогов. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях. У родителей появляется огромный интерес к совместной деятельности с детьми и желание проводить с ними больше времени.

В результате такой работы отмечается, что участие родителей влияет на развитие ребёнка, ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Роль воспитателя в судьбе воспитанника — это в первую очередь работа с родителями.

Сегодня я Вам предлагаю собрать лепестки цветка «Содружества» и узнать, через какие формы взаимодействия можно организовать работу с родителями? Для того, чтобы собрать все лепестки нам предстоит выполнить несколько несложных заданий. Предлагаю начать со знакомства! Пожалуйста участники мастер-класса встаньте в круг.

Знакомство. Игра «Знакомство» Цель: создать позитивный эмоциональный настрой.

Педагог: Я очень рада вас видеть! Сейчас мы с вами будем знакомиться необычным способом. Я предлагаю каждому из вас назвать свое имя и какое-нибудь хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Педагоги по кругу называют свое имя и хорошее качество). Вот мы с вами и познакомились.

Сегодня я предлагаю игры, которыми вы сможете воспользоваться в работе с родителями и их детьми для совместной игровой деятельности на своих мероприятиях. Выполняя задания, мы соберём цветок «Содружества» и узнаем формы взаимодействия работы с родителями.

2. Основная часть.

Игра: «Четвертый лишний» Цель: развитие словесно-образного мышления, внимания, слуховое восприятие.

Педагог-психолог: Первое задание. Коллеги, я буду называть вам 4 слова, 3 из которых связаны по смыслу, а одно лишнее, оно с ними не связано. Ваша задача, найти это лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним. (Участники мастер-класса сидят на стульях, образуя круг.)

- Роза, ромашка, береза, тюльпан.
- Вика,
Дима, Ира, Катя.

- Весна, понедельник, четверг, суббота.

- Стол, диван, кровать, туфли.

- Корова, лиса, коза, кот.

- Молоток, пила, одуванчик, отвертка.

- Липа, береза, апельсин, тополь.

- Малина, клюква, брусника, кузнечик.

- скрипка, автобус, пианино, гитара.

4 - Лыжи, гантели, ласточка, обруч.

Педагог: Отлично! Вы справились с первым заданием и за это получаете первый лепесток цветка «Содружества». Вот и второе задание.

Игра «Веселый человечек»

Цель: формирование продуктивного воображения.

Педагог: Уважаемые коллеги, для каждого участника на столе стоит стаканчик, в стаканчике перчатка и коктейльная трубочка. Предлагаю Вам достать перчатку нарисовать и наклеить на каждый палец глаз, в стаканчике сбоку сделать отверстие (ручкой) чуть ниже половина стаканчика. Вставить в отверстие коктейльную трубочку, надеть на стаканчик перчатку и закрепить ее резинкой. Начинаем (дуть - выдох) запускать воздушную струю в трубочку – перчатка надувается, вдыхаем (вдох) воздушную струю через коктейльную трубочку – перчатка сдувается и прячется в стаканчик. (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки участники мастер-класса выполняют задание и по окончанию работы рассматривают друг у друга веселых человечков. (Работа педагогов за столами.)

Педагог: Отлично! Вы справились и со вторым заданием, преодолели препятствия и получаете второй лепесток нашего цветка «Содружества». Вот и третье задание.

Игра «Сравни что общего и чем отличаются?» Цель: развитие словесно-логического мышления.

Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю вам подумать. (Участники мастер-класса сидят на стульях, образуя круг.)

- Что общего между муравьем и автомобилем? (Оба могут двигаться, цвет, гараж: у муравья лесной, у автомобиля кирпичный, переносить тяжелые предметы и так далее).

- Что общего между самолетом и карандашом? (Оба оставляют след: карандаш на бумаге, а самолет на небе. Оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша, длинные и так далее).

- Чем отличаются мандарин и апельсин? (Размером, цветом, вкусом, косточками, формой, толщиной кожуры, строением долек, мандарины зимой, а апельсины круглый год и так далее).

- Чем отличается клюква и лимон? (Размером, цветом, клюква растет на болоте, лимон на дереве, клюква – ягода, лимон – фрукт и так далее).

Педагог: Отлично! Я вас поздравляю! Вы преодолели и это препятствие и получили ещё один лепесток цветка «Содружества». А вот и следующее задание.

Игра «Дорисуй рисунок» Цель: формирование творческих способностей.

Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть в интересную игру «Дорисуй рисунок» для этого нам надо разделиться на две команды. Перед вами чистые листы бумаги. (На мольберте) Один педагог начинает рисовать на листе бумаги и по сигналу колокольчика передает эстафету рисунка другому педагогу и так, пока сюжет рисунка будет не дорисован. Затем получившийся рисунок рассматривается, обсуждается и называется всеми игроками. Молодцы! (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки педагоги выполняют задание и по завершению работы рассказывают о своем рисунке).

Педагог: Отлично! Вы выполнили и это задание и получаете ещё один лепесток нашего цветка «Содружества». А вот и следующие задание.

Игра «Что это такое?» Цель: создать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов (геометрические фигуры).

Педагог: Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам выбрать любую геометрическую фигуру и встать в центр зала, образуя круг. Назовите каждый свою геометрическую фигуру. А теперь расскажите на что похожа ваша фигура? (Например: круг похож - на мячик, яблоко, солнце…, квадрат похож на – окно, тумбочку, часы… и так далее). Назовите, что бывает такой формы и цвета? (Например: желтый прямоугольник похож на ковер, шкаф, пирог…, синий ромб похож на новогоднюю игрушку, воздушный змей, кристалл… и так далее. Педагоги выполняют задание по кругу. Ответы не должны повторять друг друга).

Педагог: Отлично! Вы преодолели и это препятствие и получаете следующий лепесток нашего цветка «Содружества». Давайте посмотрим на наш цветок «Содружества», который вы собрали . Итак, формы работы с родителями – это сотрудничество, участие, обучение, совместный поиск, сотворчество.

Заключительный этап. Рефлексия. Прощание.

Педагог: Уважаемые коллеги, сегодня на мастер-классе мы узнали через какие формы взаимодействия мы можем выстроить работу с родителями. А также на практике познакомились с играми, которые могут заинтересовать родителей и их детей, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата.

Я надеюсь, что наша с вами работа была для вас полезной и интересной. Передавая игрушку-шар, поделитесь своими впечатлениями, ответьте на следующие вопросы: Что новое узнали для себя? Данные игры вы можете использовать в своей педагогической деятельности? В работе с родителями, приглашая их на свои мероприятия? (Обратная связь педагогов).

Хочется пожелать вам, коллеги, здоровья, терпения, творческих успехов и пусть благодарные родители сопровождают вас всю жизнь! Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие и внимание. И в память о нашей встрече хочу подарить вам буклет «Вместе с мамой» (Развивающие игры в жизни ребенка).

Важно помнить, что какую бы форму работы вы ни выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Список используемой литературы:

1. Волков Б.С. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах. Методическое пособие / Б.С. Волков., Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, ; С. 22, 41, 74, 77, 81.

2. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 144 с.

3. Конончук О.Ю. Навстречу друг другу. Психолого-педагогическая программа по работе с родителями. / О.Ю. Конончук. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – С. 38-41.

4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх. Серия «Мир вашего ребенка» / Т.Б. Мазепина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 128 с.

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4"Аленушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Консультация для педагогов

"Инновационные формы работы с родителями в детском саду"

Выполнила: воспитатель Пучкова Е.В.

Мытищи 2022–2023

"Инновационные формы работы с родителями в детском саду"

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка.

В дошкольных учреждениях педагоги могут использовать разнообразные инновационные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические

анкетирование

опрос

“почтовый ящик”

Наглядно-информационные

выпуск газет

паспорт здоровья

открытые занятия для родителей

мини-библиотека

информационные стенды

дни открытых дверей

фотовыставки

копилка Добрых дел

Познавательные

семинары - практикумы

нетрадиционные родительские собрания

устные журналы

родительские клубы

педагогические гостиные

Досуговые

праздники

совместные досуги

участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Еще одна эффективная форма работы с родителями – родительский клуб. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Нужно стараться, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбирают с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). “Волшебный мир театра”, “Как сохранить здоровье”, “Ребенок с точки зрения астрологии”, “Взрослые глазами ребенка” - вот некоторые темы встреч. Кроме того стараться, чтобы дети приняли участие в заседании, включать практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. С материалами работы клуба имеют возможность познакомиться и те, кто по той или иной причине не попал на встречу – в регулярно выпускаемой газете. В газету кроме информации по теме заседания включены следующие постоянные рубрики: “Нам пишут родители”, “Гость”, “Говорят дети”.

О жизни группы родителям расскажет “Дневник группы”. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, успехи отдельных детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества.

В ДОУ можно создать библиотеку “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки создают родители. А в некоторых группах книги пишут целые коллективы. Например, книга “Звездная сказка” - рассказы родителей о своих детях. Книга загадок о животных «Следы на снегу».

Экскурсии. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. В течение года, благодаря родителям, воспитанники имеют возможность посетить различные предприятия. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нужно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Регулярно в ДОУ проводить выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д. Участие родителей в соревнованиях и развлечениях, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.

Родительские собрания нетрадиционной формы

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Найти выход из этого положения поможет изменение форм и методов проведения, построение общения не на монологе, а на диалоге.

«Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе на тему «Кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятие кризиса трех лет. Совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, т.е. советы продаются за фишки. Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно, какая степень леворукости у ребенка- слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка ( нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. Например, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.


Методы активизации родителей, которые можно использовать на родительских собраниях нетрадиционной формы

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка». Родители заносят в запись наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен». Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини - эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.



Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4"Аленушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Консультация для родителей

на тему: «Адаптация детей 2- 3 лет в детском саду»

Выполнила: воспитатель Пучкова Е.В.

Мытищи 2022–2023

Консультация для родителей

«Адаптация детей 2-3 лет в детском саду»

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Что такое адаптация?

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»?

Снижение общительности.

Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

Низкий познавательный интерес.

Из – за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.

Обратное развитие.

Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные, которые успешно применял дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок.

Деградация речи.

Дети, которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова – например, бибика.

Изменение двигательной активности.

Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.

Нарушение сна

В спальню идут со слезами и криком. А если засыпает, то постоянно просыпается и всхлипывает.

Пониженный аппетит

Есть дети которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые могут «объявить голодовку». Но спустя не которое время они всё - таки садятся за стол.

Частые заболевания

Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию приходится начинать буквально с нуля.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Выделяют 3 фазы адаптационного периода:

1. Легкая. Длится от 1 до 16 дней.

2. Средняя. Длится от 16 до 32 дней.

3. Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Как облегчить период привыкания к детскому саду?

Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации:

- Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.

- Приближайте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!

- Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

- Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

- Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.

- Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.

- Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.

- Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.

- Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.

- Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.

- Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.

- Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:

- Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?

- Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.

- Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Во многом от вашей мудрости и грамотной тактики, уважаемые родители, зависит протекание адаптационного периода в саду у вашего ребенка. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода.
Редкие детки сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае нужна консультация психолога или же просто время. Попробуйте отдать ребенка в сад через год. Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей.



Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4"Аленушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Консультация для родителей

«Народные и семейные традиции в воспитании ребенка»

Выполнила: Пучкова Е.В.

.

Мытищи 2022-2023

Консультация для родителей

«Народные и семейные традиции в воспитании ребенка»

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите, чтобы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые. Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей.

Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Развитию и сохранению семейных традиций способствуют так же и народные праздники. Знание наследия необходимо каждому народу.

Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Семейные традиции Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры.

В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Роль семейных традиций в жизни малышей:

* Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"

* Дети гордятся своей семьёй

* Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято

* Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого.

Для детей все праздники - необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Народные традиции

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом.

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть - глаз божий».

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм — это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.

Традиционно традиция этот день мы помогаем детям почувствовать аромат обаяния, даем знания о том, как сохранить букет свежим, учим, как дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др.

И самое главное - уважение к женщине, матери, подруге. Эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"

Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...

публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика в ДОУ"

      В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогре...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика для дошкольников"

В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большин...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика для дошкольников"

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование,  педагоги ищут всё новые формы об...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре "

Представление пеагогического опыта  "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре "...