Консультация для родителей "Триз в развитие дошкольника"
консультация (средняя группа)

Анна Александровна Лозина
ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_razvitie_doshkolnika.pptx274.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ в развитии дошкольника Воспитатель: Лозина. А.А.

Слайд 2

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач «ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным» (Г. С. Альтшуллер ). Главная цель – формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать.

Слайд 3

Основные компоненты Развитое воображение в двух его формах: порождение идеи и возникновение плана её реализации; Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения /по отношению к традиционным способам решения/; Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени; Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности; Широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придания им нового функционального значения, обобщения явлений, не имеющих очевидных связей; Гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.

Слайд 4

ТРИЗ предлагает путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Роль взрослого состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу . Девиз: «Можно говорить все»

Слайд 5

Картинка без запинки Авторы: И.Н.Мурашковска , Н.П.Валюмс Цель : развитие творческого воображения и формирование диалектического способа мышления дошкольников. Диалектика - (др. греч.) - это искусство добиться истины путем раскрытия противоречий. Задачи: - формировать умения связно высказывать свои мысли, - строить диалог, - составлять творческий рассказ на определенную тему.

Слайд 6

этапы ЭТАП 1 СОСТАВ КАРТИНКИ Что нарисовано на картине? Все предметы и объекты переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточится. Как выделить что - В этом пёстром калейдоскопе? «Дели - давай» - волшебник. Он умеет делить и объединять. Смотрит на человека и видит сразу все части его тела. Посмотрите на карту взглядом «Дели», для надёжности сложим ладошки, чтобы получился глазок; да так, чтобы в глазок попал один объект. Итак; говорит волшебник «Дели», но не повторяйте друг друга. Каждую находку я буду записывать на доске, обводя О. Идет охота за подробностями.

Слайд 7

Этап 2 СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ Волшебник «Давай» предложил соединить найденные вами детали смысловой ниточкой. Пора наводить порядок; соединить части в целое. С чего начнём, какие два объекта соединим, объясним свой выбор, чем похожи и чем могут дополнитъ друг друга Например: КОТЕНОК ( действие: сидит, играет и т.п.) ТРАВА и т.д. Количество мнений на доске растёт, рисунок начинает напоминать паутину; а дети стараются соединить все О, выплёскивая свою энергию, получают удовлетворение от собственной находки. Дети говорят полными предложениями, в этом им поможет волшебник «Дели - Давай».

Слайд 8

Этап 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И ДЕЙСТВИЙ Основу для рассказа мы подготовили, но в нём нет образов. Рассказ надо разукрасить яркими красками, чтобы картина ожила. Когда мы определили состав картины, то воспринимали мир глазами, а ведь есть ещё и другие органы чувств (осязание, обоняние, слух). Чтобы их применить, надо перешагнуть через рамки картины, закрыть глаза и представить, что мы попали в картину. - Что чувствуете? - Прислушайтесь, какие звуки вас окружают? - Потрогайте все что можно. Что ощущаете? - Вдохните запах того, что тс окружает. - Пробуйте что - либо на вкус . Итак шаг третий - усиление образности характеристиками . Используем приём вхождения в картину с помощью каждого органа чувств поочередно. Можно при этом последовательно передвигаться: по кружкам и линиям схематичного рисунка. Рассказываем о полученных впечатлениях.

Слайд 9

Этап 4 КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Трудно разбудить пассивную память детей, в которой хранятся полузабытые слова. Пополнение словарного запаса образными характеристиками происходит в несколько этапов. 1. пассивный: ребёнку объясняют смысл слова на примерах. 2. полуактивный: ребёнок воспроизводит новое слово в ответ ни вопрос воспитателя. 3. активный: ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как: средство для выполнения какой-либо задачи. 4. автоматический: новое слово само собой возникает в речи ребёнка без сознательного поиска и напряжения памяти. Итак, мы смотрим на картину и подбираем характеристику одному из объектов. Здесь решает воспитатель, какое слово хочет ввести в активный словарь. Котенок: составляем загадку для активного этапа пушистый плед сонный мишка забавный волчок

Слайд 10

Этап 4 пушистый, но не плед, сонный, но не мишка, забавный, но не волчок (котенок). Так дети вводят новое слово в активный словарь, так постепенно и наступает автоматизация. Читаем в словаре: Сонный – погружённый в сон, спящий. Итак следующий шаг. Копилка образных характеристик. Узнаём значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем, рассматриваем предметы на рисунках, используем их для сравнений и составления загадок.

Слайд 11

Этап 5 СОБЫТИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ «Отставай - забегай». Наша камера обследовала все уголки картины. Закончилась ли её работа? Нет. Для нового взгляда мы переложим камеру в руки другого волшебника «Отставай - забегай». Он позволяет нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими: найти начало и конец рассказа. А также выстроить события в нужной последовательности. Выбираем героя и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, что будет делать потом.

Слайд 12

Этап 6 РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ зависит от рассказсчика , от его точки зрения, которая сделает рассказ необычным, впечатляющим. Определяем состояние героев, превращаемся в персонаж. Игра «Хорошо - плохо» (чего больше х - п. в этот день) Картина становится ближе, т.к. они как бы побывали в картине, пережили разные состояния и смогли высказать своё отношение. Переход на разные точки зрения определяет состояние одного из героев. О писываем события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии и описываем всё с новой точки зрения. Включаем эти описания в рассказ.

Слайд 13

заключение ПОЯВЛЯЕТСЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, им интересно работать. Работать начинают и те дети, которые обычно молчат. Активность на таких занятиях высокая, т.к. картины как бы оживают, дети становятся их живыми свидетелями или участниками, высказывания их сочные, яркие, образные.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Аномальное развитие дошкольника"

Варианты аномального развитияУмственная отсталость, проявляющаяся в виде остаточных клинических форм интеллектуального недоразвития (олигофрения) и текущих, обусловленных прогрессирующими заболеваниям...

консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»...

Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольника"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образ...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Консультация "Значение оригами в развитии дошкольника"

Искусство оригами известно с давних времен.. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги, в основном это занятие носит характер увлечения. О значении оригами в развитии дошко...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное развитие дошкольников"

Консультация дл явоспитателей "Эмоции дошкольников"...