РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе
материал (подготовительная группа)

Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_komponentov.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Семь компонентов психологической готовности

ребенка к школе

1. Показатели физической активности

  • Масса тела ребенка – не менее 23 кг.
  • Пропорции тела указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста» и может длительно работать в ровном темпе. Проверяется с помощью филлипинского теста школьной зрелости. Попросите ребенка левой рукой дотронуться до правого уха, проведя руку над головой. Рука должна дотронуться до уха.
  • У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные.
  • Наличие фазы полета при беге (безопорное положение тела, обе ноги отрываются от пола) и способность к прыжку и броску (показатели нормального развития крупной моторики, согласованности в работе разных групп мышц).

2. Показатели эмоционально – личностной готовности

  • Ребенок эмоционально устойчив.
  • Сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоятельно с ними справиться и не боится их.
  • Умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду.
  • Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.

3. Показатели социально-психологической готовности

  • Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их.
  • Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п.), сотрудничать.
  • Может высказать мнение, показать умение, выступать (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации).
  • Ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.
  • Способен приемлемыми способами отстраивать свои границы (может не согласиться, возразить, отказаться, запретить что-то делать с собой).
  • Имеет опыт самостоятельного решения проблем.
  • Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты.

4. Показатели волевой готовности

  • Ребенок умеет сосредотачиваться на неинтересном деле.
  • Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения.
  • Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.
  • Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.
  • Любит и инициирует игры с правилами и ролями.
  • Способен выполнить действие или задание по образцу.

5. Показатели мотивационной готовности

  • Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится к ней, учителям, самому себе, как будущему ученику.
  • Воспринимает учение как серьезную деятельность.
  • Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.
  • Демонстрирует желание обсуждать со взрослыми более сложные вопросы, чем быт или игра.
  • Принимает школьные требования, осознает их обязательность.
  • Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.

6. Показатели интеллектуальной готовности

  • Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки.
  • Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания.
  • Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существительных.
  • Достаточный уровень внимания.Можно проверить заданиями типа «Найди отличия» и «Нелепица». Готовый  к школе ребенок находит все отличия или нелепицы.
  • Перцептивная зрелость (дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке.
  • Достаточная осведомленность о себе и мире: знает свои Ф.И.О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей: цвета, формы; различает право и лево, вверх и вниз; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД.

7. Показатели речевой готовности

  • Ребенок правильно произносит все звуки.
  • Умеет различать звонкие- глухие, твердые – мягкие, свистящие-шипучие звуки (крыса –крыша, крот – грот, бочка – почка).
  • Умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове.
  • Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые – желтая), правильно употребляет предлоги.
  • Имеет словарный запас – не менее 3500 слов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и проч.), называть времена года, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребенок, поросенок, теленок).
  • Знает речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощения, может дослушать, ответить).

        Подготовила: воспитатель Е.В. Девяткова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое психологическая готовность ребенка к школе?"

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологичес...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Консультация для родителей на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

      Поступление в первый класс — переломный момент в жизни ребенка. Как сложится новая жизнь ребенка, во многом зависит от того, насколько подготовился он к этому этапу з...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность ребенка к школе»

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, и прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способнос...

Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительна...

Информационный буклет для родителей "Что такое психологическая готовность ребенка к школе"

В представленном информационном буклете рассмотрены основные показатели психологической готовности детей к обучению в школе. Материалы буду полезны как родителям, так и педагогам....

Консультация для родителей «Что значит психологическая готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей о психологической готовности детей к школе....