Работа с семьёй
консультация (старшая группа)
Тема: Сущность процесса планирования работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Тема: Сущность процесса планирования работы с родителями
Ситуация:
Вы – педагог-психолог в детском саду. В вашей группе есть ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС). Родители ребенка активно интересуются его развитием и готовы к сотрудничеству, но испытывают некоторые трудности в понимании особенностей РАС и выборе эффективных стратегий взаимодействия с ребенком.
- Диагностический этап:
Вопросы:
- Как вы воспринимаете особенности вашего ребенка?
Цель: понять, как родители видят своего ребенка, их уровень осознания особенностей РАС и их эмоциональное состояние.
- Какие трудности вы испытываете в повседневном взаимодействии с ребенком?
Цель: выявить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются родители, чтобы предложить адресную помощь.
- Какие методы воспитания и взаимодействия вы уже пробовали? Что сработало, а что нет?
Цель: оценить уровень педагогической компетентности родителей и их готовность к экспериментам в воспитании.
- Какие у вас ожидания от сотрудничества с детским садом и специалистами?
Цель: уточнить запросы родителей, чтобы выстроить работу в соответствии с их ожиданиями.
- Как вы справляетесь с эмоциональной нагрузкой, связанной с воспитанием ребенка с РАС?
Цель: оценить уровень стресса родителей и предложить психологическую поддержку, если это необходимо.
- Есть ли у вас поддержка со стороны других членов семьи или близких?
Цель: ронять, насколько семья готова к совместной работе и есть ли у родителей ресурсы для взаимодействия.
- Какие у вас долгосрочные цели для развития вашего ребенка?
Цель: узнать, на что родители ориентируются в будущем, чтобы помочь им сформулировать реалистичные цели.
- Мотивационно-образовательный этап:
Тема: "Особенности взаимодействия с детьми с РАС"
Основные тезисы:
- Что такое РАС?
- Краткое объяснение особенностей расстройства аутистического спектра (коммуникация, сенсорные особенности, повторяющееся поведение).
- Как дети с РАС воспринимают мир?
- Примеры сенсорных перегрузок, трудностей в коммуникации и социальном взаимодействии.
- Эффективные стратегии взаимодействия:
- Использование визуальной поддержки (картинки, расписания).
- Четкость и структурированность в общении.
- Поощрение желаемого поведения.
- Роль родителей в развитии ребенка:
- Важность терпения и последовательности.
- Создание безопасной и предсказуемой среды
Наглядные материалы:
- Слайды с инфографикой о РАС.
- Короткое видео с примерами взаимодействия с ребенком с РАС.
- Примеры визуальных расписаний и карточек.
- Проектировочный этап:
Мероприятия поддержки родителей
- Цикл тематических консультаций для родителей:
- Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
- Форма проведения: групповые и индивидуальные консультации.
- Сроки: раз в месяц в течение учебного года.
- Ответственные: педагог-психолог, дефектолог.
- Семинар-практикум "Игры и занятия для детей с РАС":
- Цель: научить родителей использовать игровые методы для развития ребенка.
- Форма проведения: практические занятия с демонстрацией игр.
- Сроки: один раз в квартал.
- Ответственные: педагог-психолог, воспитатели.
- Совместное мероприятие для детей и родителей "День доброты":
- Цель: сплочение коллектива, формирование толерантного отношения к ребенку с РАС.
- Форма проведения: праздник с играми и творческими заданиями.
- Сроки: в конце учебного года.
- Ответственные: воспитатели, родительский комитет.
- Создание "Родительского клуба поддержки":
- Цель: обмен опытом между родителями, эмоциональная поддержка.
- Форма проведения: регулярные встречи с участием специалистов.
- Сроки: раз в два месяца.
- Ответственные: педагог-психолог, активные родителей.
- Cодержательно-практический этап:
Организация консультации
Форма проведения: Индивидуальная консультация с родителями.
Методы и приемы:
- Активное слушание: "Я понимаю, что вам непросто, давайте вместе разберемся".
- Эмпатия: "Ваши чувства абсолютно нормальны, многие родители сталкиваются с подобными трудностями".
- Вопросы для уточнения: "Можете рассказать подробнее, как это происходит?"
- Поддержка: "Вы уже делаете многое, это важно для вашего ребенка".
Примеры фраз:
- "Давайте обсудим, что вас больше всего беспокоит".
- "Как вы думаете, что могло бы помочь в этой ситуации?"
- "Я предлагаю попробовать такой подход, как вы к этому относитесь?"
- Оценочно-рефлексивный этап:
Вопросы для анкеты обратной связи
- Насколько полезными для вас оказались проведенные мероприятия?
Цель: оценить удовлетворенность родителей.
- Какие темы или вопросы вы бы хотели обсудить в будущем?
Цель: выявить актуальные запросы для дальнейшей работы.
- Изменилось ли ваше понимание особенностей РАС после участия в мероприятиях?
Цель: оценить уровень информированности родителей.
- Какие конкретные рекомендации или методы вы начали применять в общении с ребенком?
Цель: оценить практическую пользу мероприятий.
Критерии оценки эффективности:
- Уровень вовлеченности родителей в мероприятия.
- Изменения в детско-родительских отношениях (по отзывам родителей).
- Уровень удовлетворенности родителей предоставленной помощью.
- Количество родителей, применяющих полученные знания на практике.
Предложенные этапы и мероприятия учитывают особенности инклюзивного образования, направлены на поддержку родителей и создание благоприятной среды для развития ребенка с РАС. Все предложения реалистичны и могут быть адаптированы к условиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"
"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» обобщенный педагогическтй опыт работы
обобщенный педагогический опыт работы...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...

2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Паспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 года - май 2025 года)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Участ...