Работа с семьёй
консультация (старшая группа)

Ерёмина Александра Андреевна

Тема: Сущность процесса планирования работы с родителями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyoy.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

Тема: Сущность процесса планирования работы с родителями

Ситуация:

Вы – педагог-психолог в детском саду. В вашей группе есть ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС). Родители ребенка активно интересуются его развитием и готовы к сотрудничеству, но испытывают некоторые трудности в понимании особенностей РАС и выборе эффективных стратегий взаимодействия с ребенком.

  1. Диагностический этап:

Вопросы:

  1.  Как вы воспринимаете особенности вашего ребенка?

Цель: понять, как родители видят своего ребенка, их уровень осознания особенностей РАС и их эмоциональное состояние.

  1.  Какие трудности вы испытываете в повседневном взаимодействии с ребенком?

Цель: выявить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются родители, чтобы предложить адресную помощь.

  1.  Какие методы воспитания и взаимодействия вы уже пробовали? Что сработало, а что нет?

Цель: оценить уровень педагогической компетентности родителей и их готовность к экспериментам в воспитании.

  1.  Какие у вас ожидания от сотрудничества с детским садом и специалистами?

Цель: уточнить запросы родителей, чтобы выстроить работу в соответствии с их ожиданиями.

  1.  Как вы справляетесь с эмоциональной нагрузкой, связанной с воспитанием ребенка с РАС?

Цель: оценить уровень стресса родителей и предложить психологическую поддержку, если это необходимо.

  1.  Есть ли у вас поддержка со стороны других членов семьи или близких?

Цель: ронять, насколько семья готова к совместной работе и есть ли у родителей ресурсы для взаимодействия.

  1.  Какие у вас долгосрочные цели для развития вашего ребенка?

Цель: узнать, на что родители ориентируются в будущем, чтобы помочь им сформулировать реалистичные цели.

  1. Мотивационно-образовательный этап:

Тема: "Особенности взаимодействия с детьми с РАС"

        Основные тезисы:

  1. Что такое РАС?
  • Краткое объяснение особенностей расстройства аутистического спектра (коммуникация, сенсорные особенности, повторяющееся поведение).
  1. Как дети с РАС воспринимают мир?
  • Примеры сенсорных перегрузок, трудностей в коммуникации и социальном взаимодействии.
  1. Эффективные стратегии взаимодействия:
  • Использование визуальной поддержки (картинки, расписания).
  • Четкость и структурированность в общении.
  • Поощрение желаемого поведения.
  1. Роль родителей в развитии ребенка:
  • Важность терпения и последовательности.
  • Создание безопасной и предсказуемой среды

        

Наглядные материалы:

  • Слайды с инфографикой о РАС.
  • Короткое видео с примерами взаимодействия с ребенком с РАС.
  • Примеры визуальных расписаний и карточек.
  1. Проектировочный этап:

Мероприятия поддержки родителей

  1.  Цикл тематических консультаций для родителей:
  • Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
  • Форма проведения: групповые и индивидуальные консультации.
  • Сроки: раз в месяц в течение учебного года.
  • Ответственные: педагог-психолог, дефектолог.
  1.  Семинар-практикум "Игры и занятия для детей с РАС":
  • Цель: научить родителей использовать игровые методы для развития ребенка.
  • Форма проведения: практические занятия с демонстрацией игр.
  • Сроки: один раз в квартал.
  • Ответственные: педагог-психолог, воспитатели.
  1.  Совместное мероприятие для детей и родителей "День доброты":
  • Цель: сплочение коллектива, формирование толерантного отношения к ребенку с РАС.
  • Форма проведения: праздник с играми и творческими заданиями.
  • Сроки: в конце учебного года.
  • Ответственные: воспитатели, родительский комитет.
  1.  Создание "Родительского клуба поддержки":
  • Цель: обмен опытом между родителями, эмоциональная поддержка.
  • Форма проведения: регулярные встречи с участием специалистов.
  • Сроки: раз в два месяца.
  • Ответственные: педагог-психолог, активные родителей.

  1. Cодержательно-практический этап:

Организация консультации

        Форма проведения: Индивидуальная консультация с родителями.

Методы и приемы:

  • Активное слушание: "Я понимаю, что вам непросто, давайте вместе разберемся".
  • Эмпатия: "Ваши чувства абсолютно нормальны, многие родители сталкиваются с подобными трудностями".
  • Вопросы для уточнения: "Можете рассказать подробнее, как это происходит?"
  • Поддержка: "Вы уже делаете многое, это важно для вашего ребенка".

        Примеры фраз:

  • "Давайте обсудим, что вас больше всего беспокоит".
  • "Как вы думаете, что могло бы помочь в этой ситуации?"
  • "Я предлагаю попробовать такой подход, как вы к этому относитесь?"

  1. Оценочно-рефлексивный этап:

Вопросы для анкеты обратной связи

  • Насколько полезными для вас оказались проведенные мероприятия?

                Цель: оценить удовлетворенность родителей.

  • Какие темы или вопросы вы бы хотели обсудить в будущем?

                Цель: выявить актуальные запросы для дальнейшей работы.

  • Изменилось ли ваше понимание особенностей РАС после участия в мероприятиях?

                Цель: оценить уровень информированности родителей.

  • Какие конкретные рекомендации или методы вы начали применять в общении с ребенком?

                Цель: оценить практическую пользу мероприятий.

        Критерии оценки эффективности:

  • Уровень вовлеченности родителей в мероприятия.
  • Изменения в детско-родительских отношениях (по отзывам родителей).
  • Уровень удовлетворенности родителей предоставленной помощью.
  • Количество родителей, применяющих полученные знания на практике.

Предложенные этапы и мероприятия учитывают особенности инклюзивного образования, направлены на поддержку родителей и создание благоприятной среды для развития ребенка с РАС. Все предложения реалистичны и могут быть адаптированы к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"

"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...

2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Паспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 года - май 2025 года)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Участ...