Консультация "Кризис 7 лет"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Кризис 7 лет: признаки и тактика поведения родителей»
Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов (одного года, трех, семи и четырнадцати лет) кризис 7-летнего возраста наиболее спокойный. А если родители учтут еще и психологические особенности этого возраста, тогда и переживать за малыша нечего. В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе - как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (приноси только хорошие отметки, ты уже взрослый, контролируй свое поведение на уроках и переменах). Такая родительская тактика противоречит психическим особенностям детей этого возраста.
Кризис семи лет чаще всего остается не замеченным родителями. Возможно это оттого, что начало кризисного периода совпадает с моментом поступления в школу. Однако в некоторых случаях мамы и папы все-таки отмечают определенную замкнутость, нервозность и беспокойство своих чад.
В чем же особенности кризиса семи лет?
Пренебрегать кризисом 7 лет – непростительная роскошь, ведь такое отношение может оставить самые неприятные последствия для ребенка в виде неуспеваемости, проблем в общении, не особом желании учиться, а в особо тяжелых случаях - и невроза. Избежать всего этого можно, вовремя заметив симптомы начала кризиса 7 лет.
В чем суть?
Начало кризисного периода проявляется в осознании ребенком того, что он неидеален. В его подсознании «Я» делится на «Я-реальное» и «Я- идеальное» (каким он хотел бы быть). По-другому малыш начинает относиться и к взрослым. Теперь кроха четко различает, кто свой, кто чужой. В корне меняется и его отношение к разным людям, у ребенка формируется различное представление обо всех известных ему людях. Если еще недавно ребенок вел себя бесхитростно, то с началом кризисного периода он начинает понимать, как создать ситуацию, из которой можно извлечь какую-то выгоду для себя. Однако в основном такое поведение носит игровой характер. Реже встречается проявление неадекватной реакции на критику родителей. Если ребенок за содеянное не получит похвалы родителей (детки все делают в расчете именно на нее), то это может увенчаться очень бурной реакцией: плачем, криком, обвинениями родителей в непонимании и т.д. О начале кризиса говорит и проявление любопытства ребенка. Однако все его вопросы начинают носить общий характер, они не привязаны к конкретному событию или повседневной жизни.
Ребенок с началом кризиса 7 лет теряет непосредственность, начинает кривляться, манерничать, вести себя искусственно натянуто. Наряду с таким поведением малыш может стать замкнутым, неуправляемым, непослушным, начинает конфликтовать с родителями, с другими членами семьи, игнорируя их слова или отвергая.
Признаки кризиса:
-повышенная утомляемость
-раздражительность
-вспышки гнева
-замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность ( ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив)
-низкая самооценка
Тактика родителей
Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям по возможности быстро и безболезненно преодолеть кризисный период их чада:
- Следует поощрять самостоятельность и активность ребенка, предоставив возможность действовать самостоятельно. Лучше помогать, чем запрещать.
- Необходимо привлекать малыша к обсуждению «взрослых» проблем.
- Нужно выслушать и не критиковать, порою в словах ребенка есть рациональное зерно.
- Повысить чувство самоуважения ребенку можно, приняв его точку зрения и согласившись с ним.
- Не нужно забывать хвалить ребенка в случае его успеха, поощряя даже самое маленькое достижение на пути к цели.
- Следует отвечать на любые вопросы ребенка. Этим самым дается толчок для социального и интеллектуального развития малыша.
- Нужно быть последовательным в своих требованиях. Важно, чтобы слезы и истерики малыша не помогали ему настоять на своем.
Родители должны быть примером взрослого человека. Демонстрировать при ребенке обиду и раздражение, недовольство другими людьми–непозволительная роскошь. Малыш во всем подражает родителям, которые и в его поведении могут увидеть свои привычки и способы общения, как в зеркале.