«Игра в шашки, шахматы, как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Попова Татьяна Александровна

«Игра в шашки, шахматы, как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_konsultatsiya_igra_v_shashki.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игра в шашки, шахматы, как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила Попова Т.А. 2024 г.

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы: чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности?

Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. 

Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,

Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.

Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.

Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!

Шахматы – игра сильнейших,

Для ума заряд дает.

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет.Хочу такой сайт

   Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

Шахматы – нечто большее, чем просто игра.

Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».

Шашки — игра, издавна пользующаяся большой популярностью в разных уголках света.

К нам эта игра была завезена еще во времена Киевской Руси и постепенно стала традиционным видом отдыха знати. Какое-то время шашки на Руси называли тавлеями — по названию более ранней русской игры шашечного типа. Одним из первых знаменитых игроков в Шашки стал царь Пётр I. Он всячески поощрял увлечение шашками и даже выделял для этой игры особую комнату на проводимых им. Кстати, сам Пушкин был страстным игроком в шахматы и шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки:

…Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,

Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!

   Наполеон Бонапарт, которого Толстой в романе «Война и Мир» называет гениальным полководцем, всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в шашки. Его пристрастие к шашкам выглядит вполне закономерно, ведь на доске он мог тренировать свой талант. Будучи прирожденным стратегом, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона». По видимому, игра в шашки и правда помогала Императору победно продвигаться по Европе, однако история не знает игроков, которые никогда не проигрывают; в России Великую армию ждали совсем другие шашки — казачьи…

    Каждый ребенок старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со сверстниками. Для успешной работы требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов. В творческом отношении систематические занятия по обучении шашкам должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. На всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки. Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, способствует интеллектуальному развитию всей семьи.

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Презентация к занятию "Дидактические игры с осенними листьями для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Целью  презентации является создание картотеки дидактических игр, выполнение которых позволяет, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию "Шахматы - как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

1. Разработать рабочую программу Обучения детей шахматам2.Создать компоненты РППС, для самостоятельной поисковой деятельности детей.3.Подготовить консультации и рекомендации для педагогов и родителей....