Родительское собрание на тему: "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста".
консультация (средняя группа)
Родительское собрание на тему : "Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель Андреева Е.С.
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами, и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План проведения:
1.Вступительная часть.
2.Практикум по теме.
3.Заключительная часть.
Ход собрания:
Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений».
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Речь должна быть:
* Грамотной
* Понятной
* Выразительной
* Осмысленной
* Богатой
А что же получается на самом деле?
В реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторой большей редкости. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Вопрос родителям: с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?
Ответ: Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.
Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; пластилинография; игры моталочки; игры со счетными палочками; ниткография; вырезальный тренажер; рисование пальчиками, ладонью; игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой
*с прищепками
*с резинками, бусами, заколками;
Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты; игры с песком и водой.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения, которые могут проделывать дети дома с родителями, а в детском саду с воспитателями.
При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки.
Логопед: а сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…
Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Не стоит подстраиваться под детский язык, это тормозит развитие речи ребёнка. Речь взрослого, лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Широкое использование устного народного творчества, пословиц, поговорок – расширяет и пополняет словарный запас детей. Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить с ними стихи, беседовать. Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях.
Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:односложнаяСостоящая из одних простых ...
Выступление на родительском собрании "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста".
Цель выступления, привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития малыша и его дальнейшего успешного обучения в школе. . Для правильного воздействия на форм...
Особенности и проблема речевого развития у детей среднего дошкольного возраста
Особенности и проблема речевого развития у детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста».
Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"....