КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Играть с ребенком-это важно!»
консультация

Екатерина Владимировна Калайджан

Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг и становится все более примитивной и редкой деятельностью детей. И это негативно отражается на развитии детей. Игра -  это не набор упражнений, а главный источник развития ребенка в дошкольном возрасте, это свободная активность, лишенная принуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

ДО 1 Корпус 3 («Колосок»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Играть с ребенком - это важно!»

Подготовила и провела:

Воспитатель Калайджан Екатерина Владимировна

Г.Подольск, 2024

Немецкий педагог, основатель дошкольной педагогики Фридрих Вильгельм Август Фрёбельсоздатель понятия «детский сад» писал: « игра – это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее».

Древние греки очень серьезно относились к детским играм и игрушкам. При раскопках находили мячи, погремушки, кубики, кукол, кукольную коляску и кукольную посуду. Платон рекомендовал детям до 6лет заниматься исключительно играми, а взрослым - руководить их забавами и приучать с детства делать то, чем они впоследствии будут заниматься всерьез.

Педагоги, педиатры, нейрофизиологи и даже правозащитники доказывают огромную роль игры в жизни ребенка. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка среди других жизненно важных прав. Статья 31 Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

Игра — основополагающая деятельность для детей, способ познания действительности, одна из основных форм развития психических функций личности человека. Ребенок играет, потому что ему интересен сам процесс, он не преследует никакой видимой цели. В то же время игра, как главная деятельность дошкольника, и признанный метод обучения и воспитания детей. Игра упоминается во всех программах дошкольного воспитания. В современной дошкольной педагогике игра все чаще выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Игра подменяется игровыми приемами и игровыми методами обучения. Игра в современном мире становится средством обучения, т.е. более направленной на усвоение нового. Можно использовать игру в чисто дидактических целях, но при этом ее главные функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг и становится все более примитивной и редкой деятельностью детей. И это негативно отражается на развитии детей. Игра - это не набор упражнений, а главный источник развития ребенка в дошкольном возрасте, это свободная активность, лишенная принуждения.

Проблема игры в настоящее время является одной из самых важных и сложных в дошкольном образовании. Игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру практически не остается времени.

Недооценка развивающей роли игры является причиной ее ухода из дошкольного детства. Игра чаще всего рассматривается взрослыми как развлечение, бесполезный досуг, которому противостоят целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием.

Отсутствие разновозрастных детских сообществ является еще одной причиной ухода игры. Раньше игра возникала спонтанно, без участия взрослых, она передавалась во дворах от старших детей младшим. В настоящее время, когда дети в целях безопасности не гуляют одни во дворе, а в семьях воспитывается по одному ребенку, эта форма передачи игры практически отсутствует.

Установка на потребление, которая активно транслируется современными СМИ, вытесняет игру из жизни дошкольников и заменяет ее просмотром мультфильмов, художественные достоинства которых часто очень сомнительны. Из-за избытка товаров и развлечений для детей игрушка становится не средством игры, а предметом обладания, коллекционирования.

Игра, как активный, трудный, свободный и творческий вид деятельности, вытесняется и исчезает.

А ведь игра способствует эмоциональному подъему, т.к. в игре важна сама игра, сам процесс деятельности, а не результат или оценка. Игра- это всегда импровизация, сюрприз. Это стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, соблюдению разных правил, проявляются и развиваются в игре.

Игра способствует становлению личности ребенка, его самостоятельности, инициативности и ответственности.

Неиграющих детей отличает отсутствие самоконтроля, они могут отвечать за свои действия только в присутствии взрослого, под его жестким контролем. Оставшись без контроля, они могут нарушать все правила и нормы поведения, они не могут найти себе занятия, бродят без дела или при первой возможности включают телевизор или телефон. Отсутствие игры вызывает коммуникативные трудности, приводит к бессодержательному общению или полному его отсутствию.

Итак, уход игры из жизни дошкольника приводит к ситуативности поведения, зависимости от взрослого, невозможности самоорганизации, дефициту воображения, недоразвитию воли, коммуникативным трудностям и многим другим проблемам.

Решить эту проблему поможет обучение игре - совместная игра со взрослым. Исследования и наблюдения показывают, что детская игра не появляется сама по себе, без участия взрослых или старших детей. Без специального обучения игра не возникает. Это означает, что взрослые должны играть с детьми. Не управлять их действиями, не оценивать качество игры, а стать участниками игры, проявить свое воображение и творчество и задать зону ближайшего развития, т.е. немного опережать игровые возможности детей и открывать им новые, и очень важно поддерживать инициативу детей, ловить моменты новых замыслов, уважительно относиться к любому проявлению самостоятельности, фантазии.

По словам знаменитого советского педагога - гуманиста Василия Александровича Сухомлинского, «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток чувств, переживаний, представлений, понятий об окружающем мире…». «Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанным колесиком страдает от боли так же, как израненный птенец,- это отзывчивость, основа доброты и поэтичности».

Приобщение к игре – важная задача, приступать к которой нужно в раннем возрасте.

Список использованной литературы:

  1. Е.О.Смирнова, Е.А. Абдулаева Организация игровой деятельности. – Ростов н/Д: Феникс, 223с.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании - Москва: Политическая литература, 1982 – 270с.
  3. Моргунова М.С. Обустройство детского быта в Древней Греции: сведения о детских комнатах, одежде, игрушках. Молодой ученый. №34

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры с ребенком летом"

Консультация для родителей в средней группе "Игры с ребенком летом"...

Консультация для родителей « Играйте с ребенком в кукольный театр».

консультация для родителей, в родительский уголок...

Консультация для родителей «Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.Три ...

Консультация для родителей "Игры с ребенком дома"

 Игры играют важнейшую роль в развитии малыша. Они  доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому н...

Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с важными датами нашей страны»

Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с важными датами нашей страны»...

Консультация для родителей "Как знакомить ребенка с важными датами нашей страны"

Как доступно рассказать и показать, события, которые отмечат наша страна и почему мы празднуем эти праздники....

Консультация для родителей "Игры с песком это важно"

laquo;Игры с песком это важно»Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в Детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Г...