Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Миронова Анастасия Юрьевна

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Главные направления в развитии речи 

детей старшего дошкольного возраста»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью, как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено. В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.

Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении.

Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь. В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения. В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании.

Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем, сверстниками, в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речиречевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

Исследования показали, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.

В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основного показателя связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Если в исследованиях первого и второго направлений общение и осознание языковых явлений вступают только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, то исследования третьего направления прямо нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.

В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию. 

Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного познания явления языка и речиГрамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речи выделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое обобщение. О важной роли языковых обобщений в освоении грамматики свидетельствуют инновации в сфере словоизменения и словообразования. Языковые инновации – свидетельство того, что ребенок усвоил значение грамматических элементов и правила оперирования ими и применяет эти правила в новой проблемной ситуации.

Один из важных показателей обще речевого развития ребенка – его инициативная речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом, может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной характеристикой сферы его потребностей.

Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения. Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

. Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности прежде всего следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту. Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Для достижения этих целей логопеду и педагогам речевой группы необходимо вести тесную взаимосвязь с родителями детей речевой группы, сотрудничество и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....

Консультация для родителей "Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего  дошкольного возраста"....

Консультация для родителей " Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним....

консультация для родителей «Роль пластилинографии в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображен...

Консультация для родителей «Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

        Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру....

Консультация для родителей «Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значени...