Консультация для родителей "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ"
консультация

Данная консультация поможет родителям обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_emotsionalnoe_zdorove_detey.docx291.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Эмоциональное здоровье детей»

http://images.myshared.ru/10/978293/slide_1.jpg

http://images.myshared.ru/7/815209/slide_14.jpghttp://zacep.com/wp-content/uploads/2015/07/06005151.jpg

«Эмоциональное здоровье детей»

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Из этого определения понятия здоровья, данного ВОЗ видно, что душевное и социальное благополучие – это важная составляющая часть здоровья, наряду с физическим благополучием. Мы все помним известную фразу любимого многими А. Экзюпери, что «все мы родом из детства». Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства.

Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) - потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и зависит от эмоциональном взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если человек ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый, кто принимает участие в воспитании личности несет ответственность за его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких ребенку, их отношение и реакции на его поведение.

От того как близкие:

•        научат ребенка доверять близкому окружению;

•        сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам;

•        сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями;

•        правильно организуют совместный досуг с ребенком;

•        способствуют проявлению гуманных чувств;

•        научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника;

•        сформируют адекватную самооценку;

•        научат выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, чувстве удивления, радость), но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло»; направить негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека);

•        удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия);

•        научат преодолевать препятствия в ситуации соревнования и соперничества

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

Это ребенок, который:

•        улыбается,

•        непосредственно ведет себя в разных ситуациях,

•        общительный;

•        доброжелательный;

•        способен выслушать других;

•        не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;

•        ласков с родными и близкими;

•        не проявляет агрессии;

•        не берет чужие вещи без спроса;

•        в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

•        проявляет чувство юмора;

•        не повышает голос;

•        считается с мнением окружающих;

•        прислушивается к советам взрослых.

Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

•        Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;

•        Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;

•        Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;

•        На своем примере показывайте значимость своей семьи;

•        Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;

•        Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;

•        Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;

•        Формируйте адекватную самооценку;

•        Постарайтесь стать самым близким другом;

•        Учите дорожить друзьями;

•        Учите ребенка быть внимательным к окружению;

•        Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;

•        Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!

Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие (здоровье) ребенка?

                В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка.

                По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?

                Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

                Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?

1. Нарушение режима дня.

2. Несогласованность требований к ребенку.

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.

4. Изобилие ненужной информации.

5. Желание родителей долго находится  с ребенком в местах массового скопления людей.

6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

7. Неблагополучное состояние в семье.

                Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.                

Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

                

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

                Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Поцелуй – это то, что являет на любовь и заботу, снимает боль и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Но родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

Советы для родителей «Минуты нежности»

1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

4. Используйте для спокойных,  нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

5.  Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

6. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - и  это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему загрустившему малышу – и он повеселеет.

 «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка -  дошкольника»

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

 - способен к сотрудничеству со сверстниками;

 - способен усвоить правила очерёдности;

 - может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

 - напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

 - соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

 - лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

 - разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

 - бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

                                                        6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

 - способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

 - удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

 - начинает осознавать свои переживания;

- начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

 - ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

 - повышенная двигательная активность;

 - ябедничество;

 - небрежность в выполнении монотонных операций.

Тест на оценку уровня тревожности и

выявление признаков психического напряжения по А. И. Захарову

                Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1.            Легко расстраивается, много переживает.

2.            Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3.            Капризничает и раздражается по пустякам.

4.            Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.            Бывают припадки злости.

6.            Заикается.

7.            Грызёт ногти.

8.            Сосёт палец.

9.            Имеет плохой аппетит.

10.         Слишком разборчив в еде.

11.         Засыпает с трудом.

12.         Спит беспокойно.

13.         Неохотно встаёт.

14.         Часто моргает.

15.         Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.         Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.          Старается быть тихим.

18.         Боится темноты.

19.         Боится одиночества.

20.         Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21.         Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Любите своих детей,

больше времени проводите с ними, и, тогда

они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ

В современном обществе, в XXI в., предъявляются новые, более высокиетребования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.~ Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала ...

Консультация для родителей «Здоровые дети - в здоровой семье!»

Цель консультации: воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья всей семьей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»...

Консультация для родителей "Здоровые дети - в здоровой семье"

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» ....

Консультация для родителей "Здоровые дети-в здоровой семье"

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни....