Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам народной культуры"
консультация
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Консультация для родителей
«Приобщение детей к истокам народной культуры»
Выполнила: воспитатель
Прокудина Е. С.
п. Жилгородок, 2023 г.
Педагоги стремятся к важной цели - ознакомить детей с традициями русской культуры. Ведь знание прошлого необходимо для будущего. Дети должны быть знакомы с историей своих предков, их ремеслами, праздниками, методами воспитания детей. Педагоги используют презентации, консультации, занятия и развлечения, чтобы донести всю информацию о жизни наших предков. Россия богата различными ремеслами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Детям нравится изучать росписи, рисовать хохлому, гжель, городец и другие. Они также учатся петь песни, произносить заклинания, читать стихи, участвовать в хороводах и изучать приметы, переданные с древних времен. Родители также должны помочь педагогам в этом деле. В наше время, когда общество пересматривает свой исторический путь, стремится к гуманизации и демократизации всех аспектов жизни, важно задуматься о нравственном воспитании детей. Новый подход к воспитанию и обучению должен включать в себя формирование духовности. Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в детском возрасте происходит наиболее активное развитие личности, которое опирается на знакомство с историей своей страны и культурным наследием. Через многие века народ отобрал самое ценное из своего культурного достояния, сохраняя его в фольклоре, изделиях народных ремесел и декоративно-прикладном искусстве.
Фольклор – это бесконечный источник любви к Родине и патриотического воспитания. Наша задача, уважаемые родители, заключается в том, чтобы внушить детям любовь к своей стране как можно раньше, внедрить в них основные черты русского национального характера: честность, добросовестность, способность к состраданию.
Разнообразные формы знакомства с народной культурой помогут детям погрузиться в национальные традиции и насладиться своими чувствами. Из бытовых деталей, народных праздников и обычаев, устного народного творчества сложится у детей образ Родины. Введение элементов народной культуры в жизнь детей должно происходить естественно, без принуждения, без специального заучивания, не заставляя часто использовать русские поговорки. Важно, чтобы дети понимали связь между пословицей и действием, например: "Поспешишь, людей насмешишь", "Не сиди, сложа руки, не будет и скуки". Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т. п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.
Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?
1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.
2. Рассказывание легенд и преданий.
3. Разучивание песен и танцев нашего народа.
4. Воспитание и уважение к родительскому дому.
5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
6. Бережное отношение к родной природе.
7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество полно ритмов и повторов, оно содержит яркие образы и краски, что делает его привлекательным для детей и способствует формированию у них позитивного отношения к нему. Значимость народного искусства заключается также в его способности воздействовать на чувства ребенка через выразительные средства, при этом это воздействие естественно и ненавязчиво. Именно поэтому народное творчество доступно детям разного возраста и уровня развития, принося каждому радость и эмоциональное удовлетворение. Оно привлекает внимание детей и, воздействуя на их чувственную сферу, способствует развитию их творческих способностей.
Одной из ключевых задач, стоящих перед обществом сегодня, является его духовное и нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно без усвоения культурного и исторического наследия народа. Обращение к народным традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, поскольку является естественной частью языка, на котором говорит ребенок.
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Народные сказания и былины находят отклик в сердцах детей благодаря своему сюжету. Они позволяют взрослым легко наладить эмоциональную связь с малышами, ведь их богатство воображения, яркость образов и интересный сюжет притягивают внимание детей, принося им удовольствие и одновременно воспитывая их.
Важно познакомить детей с культурными традициями России, исходя из народного календаря. Годовой народный календарь, который объединяет в себе природно-циклические процессы человеческой жизни на земле, отражает все цвета народного бытия, праздники и ремесла, способствует организованной работе в соответствии с природной последовательностью: осень – время урожая и осенних гуляний, зима – с её праздниками, такими как Святки, Рождество и Новый год, а также Масленица, которая является прощанием с зимней пору и приветствием весны с хороводами и песнями вокруг берёзы. Природа не исчезает, а проходит через свой естественный цикл.
Объединив различные направления деятельности: декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, обрядовые и календарные праздники, необходимо разработать тематический план и систематизировать знания и навыки детей в соответствии с их возрастом.
Эффективная работа педагога в данном направлении зависит от вовлечения родителей. Для того чтобы держать их в курсе событий, предлагается создать папку под названием "Учите вместе с нами". В эту папку будут включены стихи, загадки, пословицы и поговорки, которые дети изучали в дошкольном учреждении, и которые родители могут повторить со своими детьми дома. Проводить короткие беседы, консультации по каждому жанру, объяснять родителям, какую пользу приносит народное творчество их детям. В разделе для родителей разместить статьи "Что такое прелесть сказок", "Пословицу не мимо молвится", "Загадка – умственная гимнастика".
Таким образом, систематическая работа по знакомству детей с русской народной культурой помогает им стать более открытыми и уверенными в себе, развивает их таланты. Дети учатся мыслить, фантазировать и видеть мир через призму народной мудрости, погружаются в духовное наследие русского фольклора. Они открываются друг перед другом, готовы к общению, взаимной помощи и поддержке, что является важным аспектом воспитания наших детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222231-1363414251.jpg)
Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. припевки, песенки, потешки дети с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-795388-1465980399.jpg)
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1088189-1543653561.jpg)
Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала
acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132305-1351424565.jpg)
Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/16/picture-1275271-1736976592.jpg)
Консультация для родителей "Приобщение к истокам народной культуры через знакомство с устным народным творчеством."
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре через знакомство с устным народным творчеством. Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского...