Консультация для родителей "Развиваем речь игрой"
консультация
Очень важную роль в нашей жизни играет правильная, выразительная, яркая, красивая речь. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.
Почему же проблема речевого развития так важна в современном мире?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rech_igroy.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развиваем речь игрой»
Сегодня мы затронем тему развития речи наших детей. Безусловно, каждый из нас хочет воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. Очень важную роль в нашей жизни играет правильная, выразительная, яркая, красивая речь. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.
Почему же проблема речевого развития так важна в современном мире? Дети, готовящиеся к поступлению в школу, имеют немало проблем с развитием речи. Поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, на то, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, насколько легко вступает в диалог. Таким образом, мы должны рассматривать речь ребёнка - как инструмент для осуществления полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому, пополнение словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей коммуникативных навыков.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками, не умеет организовывать общение с ними, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Дети осваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за его речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас? А сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас?
Какой же должна быть речь дошкольника к моменту поступления в школу?
Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, эмоциональной. Это идеал.
А что же получается на самом деле?
В настоящее время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
• Односложная, состоящая из одних простых предложений речь, бедная речь, недостаточный словарный запас, используются слова – «паразиты».
• Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
• Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
• Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
• Не могут логически рассуждать, речь не выразительна.
• Дети не умеют использовать интонацию: где-то произнести с выражением, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
• Плохая дикция. Выговаривают не все звуки. Это потом скажется на письме.
Вы сами видите, что появилось противоречие: мы хотим, чтоб речь наших детей была грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, эмоциональной, а на деле всё совсем ни так.
Что же нужно делать, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
Большое внимание необходимо уделять развитию монологической речи детей:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
- Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом в детском саду («Конкурс чтецов») или дома перед родителями, братьями, сестрами, дети уже будучи в школе не будут комплексовать при ответах на уроках.
Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать и способствует развитию мышления. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И, конечно же, главным инструментом, способствующим развитию речевой коммуникации у детей является игра!
Уважаемые родители! Я предлагаю вам игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
1. Игра называется «Шаги» ("Только зелёные слова".)
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
2."Волшебная цепочка" или «Ассоциации»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар…
3."Сказочные антонимы".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" – ("Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
4. Игра «Сочиняем сказку»
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!
5. Игра «Я знаю»
Дети произносят фразу: «Я знаю пять названий птиц, зверей, насекомых и т.д.» Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы при этом хлопая в ладоши на каждый названный объект.
В заключении хочу дать вам несколько важных рекомендаций:
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку такие фразы:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Я помогу тебе.
Я очень рад(а) твоим успехам.
Расскажи мне, что сегодня с тобой происходило.
Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951 ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...
Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Консультация...
Консультация для родителей "Речи игры для дошколят"
Развитие речи у дошкольного возраста идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас....
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!»
Консультация для родителей дошкольников по развитию речи...
Консультация для родителей "В игры играем - речь развиваем"
консультация...