Воспитание ответственности у детей
консультация (подготовительная группа)
Формирование чувства ответственности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_otvetstvennosti_u_detey.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание ответственности у детей
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
(Сократ)
Современные родители хорошо понимают, насколько важным и нужным является для ребенка формирование чувства ответственности.
Воспитание детей - трудная задача, которую не каждый может выполнить с непринужденностью. Воспитание требует много обязательств, чувство ответственности и упорства во время своего процесса. Воспитание в нашу современную эпоху — это сложный процесс, и никто не даст родителю книгу с правилами о том, как вырастить лучшего ребёнка. Любой родитель в период воспитания, проходит через испытания и ошибки. Именно родители — это люди, которые автоматически ответственны за поведение своих детей. Одна из задач воспитания детей – формирование ответственной личности.
Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности в школе, дома. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим одну из ее сторон – что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях. Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать. Ответственность является решающим фактором в успешном обучении. Согласитесь, родителям, которым не нужно каждый вечер проверять, все ли учебники сложены в портфель, все ли уроки сделаны, гораздо спокойнее отправлять свое чадо в школу: они могут быть уверены, что ребенок и на уроке не будет отвлекаться, и домашнее задание правильно запишет. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи. С чего начать воспитание ответственности в своих детях? Первый шаг в воспитании ответственности– заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях – подчинении нам или сопротивлении. Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать. Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение». Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Второй шаг в воспитание ответственности – нужно завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком. Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.
Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей. Не дать созреть «гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство ненависти.
Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены. Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».
Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной. Третий шаг. Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность. Важно предоставлять ребенку возможность только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом.
Можно выделить три уровня ответственности. На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-либо работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее на данном уровне контроль необходим. Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет свою работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий. Также нужно дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Притча о Разумном воспитании.
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила: - Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее? - Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал мудрец, – если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание ответственности у детей».
Рекомендации для родителей «Воспитание ответственности у детей»....
«Воспитание ответственности у детей»
воспитание ответственности у детей...
«Воспитание ответственности у детей»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Воспитание ответственности у детей"
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается,...
Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей.
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей.Истина прос...
Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей».
Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи....
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Счит...