Консультация для родителей (законных представителей). «Пересказываем сказки легко!».
методическая разработка

Черева Элеонора Владимировна

Повысить компетентность родителей в вопросах методов и приемов развития связной речи в форме пересказа сказок при помощи мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_pereskazyvaem_skazki_legko.docx100.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «ТОПТЫЖКА»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66

 detsad-53-2011@mail.ru

Консультация для родителей (законных представителей).

«Пересказываем сказки легко!».

Дети читают сказки | Премиум векторы

Составитель:

Червева Элеонора Владимировна

 учитель-логопед

                                                 

2025

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах методов и приемов развития связной речи в форме пересказа сказок при помощи мнемотаблиц.

Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит успех обучения в школе, общение со сверстниками. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой – учит последовательно и выразительно передавать текст произведения.

Если при пересказе использовать наглядность, яркость изображений основного текста, составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов, то ребенок быстрее научится пересказывать.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Дети младшего и среднего возраста не всегда могут пересказывать даже небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Дети только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге (лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая). Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки.

Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т.к. ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всем, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Этапы работы с мнемотаблицей.

Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.

Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображенные на таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

Четвертый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах)).

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.

Литература:

1. Белоусова Л. Е. «Веселые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.;

2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.;

3.Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) «Характеристика влияния алкоголизма и табакокурения на детей со стороны родителей»

Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельств...

Консультация для родителей (законных представителей) «Характеристика влияния алкоголизма и табакокурения на детей со стороны родителей»

Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах исп...

Консультация для родителей (законных представителей) «Для чего ребенку нужна сказка? И как ее читать?»

Консультация для родителей (законных представителей) о важности правильно приподнести сказки детям....

Консультация для родителей (законных представителей). "Правила поведения родителей на детском празднике"

Консультация для родителей (законных представителей). "Правила поведения родителей на детском празднике"...

Консультация для родителей (законных представителей). "Сказка шумелка - Заяц в лесу"

Консультация для родителей (законных представителей). "Сказка шумелка - Заяц в лесу"...

Консультация для родителей (законных представителей) по ПДД. Подготовительная группа Родителям о ПДД

Консультация для родителей (законных представителей) по ПДД. Подготовительная группаРодителям о ПДД...