Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка»
консультация (средняя группа)
В раннем детстве формируется физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. На примере родных и близких ребенку людей формируется его речь.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи у ребенка развивается самостоятельно. В действительности это не так.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_1.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка»
В раннем детстве формируется физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. На примере родных и близких ребенку людей формируется его речь.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи у ребенка развивается самостоятельно. В действительности это не так.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Разумные родители стараются воздействовать на формирование и развитие детской речи начиная с самых ранних лет. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет слышал правильную, отчетливую речь всех окружающих его людей. Так как на ее примере формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко проговаривая каждый звук, не торопиться и не "глотать" окончания слов и слогов. Особенно четко нужно произносить незнакомые новые для ребенка и длинные слова.
Чтобы заниматься развитием речи с ребенком дома не нужны никакие новомодные методики и пособия. Поводом и предметом для речевого развития ребенка может стать любой предмет, явление природы, поступки, настроения, игрушки и т. д.
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»
;Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
;Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
6. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
10. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Разговаривайте с ребенком правильной речью, играйте с ребенком находясь дома, на прогулке, по дороге домой и тогда ваш ребенок разумно и ясно будет отвечать на вопросы, расскажет сказку, осмысленно и выразительно прочтет стихотворение. И тогда можно будет с уверенностью сказать, что семья сыграла огромную роль в развитии речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка".
В консультации описана роль семьи в развитии речи ребенка....
Консультация для родителей « Роль семьи в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей « Роль семьи в развитии речи ребенка»...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере ро...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка"
В своем профессиональном самообразовании активно взаимодействую с родителями ДОУ....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка"...