"Кинезиологические упражнения для дошкольников"
консультация
В данной статье вы узнете что такое кинезиология и чем полезны кинезиологические упражнения. Информация будет полезна родителям дошколят и педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_uprazhneniya_dlya_doshkolnikov.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кинезиологические упражнения для дошкольников»
Что такое кинезиология
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Основная функция левого полушария – логика, анализ, математика, речь.
Правое полушарие отвечает за – умение планировать, образное мышление, творчество, эмоции. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.
Исследованиями ученых была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Это объясняется тем, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу и при стимуляции пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Таким образом - кинезиологические упражнения:
- развивают мозолистое тело,
- повышают стрессоустойчивость,
- синхронизируют работу полушарий,
- улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,
- способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма,
- формируют пространственные представления,
- снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
(улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания)
«Массаж ушных раковин».
Цель – энергетизация мозга.
Уши сильно разотрем и погладим и помнем Расправить и растянуть внешний край каждого уха, одновременно рукой в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Качание головой».
Покачаем головой - неприятности долой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
«Кивки».
Покиваем головой, чтобы был в душе покой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед, медленно раскачивать.
«Домик».
Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой руки.
«Ладошка».
С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.
«Колечко».
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Внимание».
Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой руки.
«Ладошки».
Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
«Дерево».
Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечка, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ногах, расправить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
«Отдохни»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
«Кулак – ребро – ладонь».
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
«Лезгинка».
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении, прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добивать высокой скорости смены положения рук.
«Ухо – нос».
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».
«Зеркальное рисование».
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнения для развития творческого
(наглядно-образного) мышления – правое полушарие.
«Очищение».
Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.
1 вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление, т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2 вариант. Дыхание только через левую, а потом и правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец левой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.
Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3 вариант. Глубокий вдох. Пауза. На вдохе произносить звуки: пФ – пФ – пФ –пФ – пФ. Вдох. Пауза. На выдохе: р – р – р – р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з – з – з – з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж – ж – ж – ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо – ме – мэ – му.
«Позевай».
Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.
«Руки».
Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях. Сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
«Полет».
Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим. Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
«Гибкость».
Чтобы очень легким стать – нужно ножки нам сгибать. Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена. Слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
«Успокойся».
Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами. Сжать пальцы в кулак с загнутым большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем ослабляя усилие сжатия кулака, сделать выдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.
Упражнения для развития абстрактно – логического
мышления (левое полушарие).
(улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу мозга)
«Язычок».
Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед– назад.
«Язычок».
Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром. Движение языка в разные стороны.
«Ротик».
Чтоб лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения сначала слева направо, затем наоборот.
Упражнения для профилактики нарушений зрения
и активизации работы мышц глаз.
«Глазки».
Чтоб зоркими нам быть – нужно глазками крутить. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунд
ы.
«Глазки». Зорче глазки чтоб глядели. Разотрем их еле – еле. В течении минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
«Глазки».
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
«Глазки».
Чтоб зоркими нам стать. Нужно на глазки нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.
«Глазки».
Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
«Глазки».
Глазки влево, глазки в право, вверх и вниз и все сначала. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую.
«Глазки».
Быстро, быстро поморгай – отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течении 1 – 2 минут.
Упражнения на дыхание.
«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
«Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки –непослушки».
Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А – а – а». (У – у – у)
«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».
Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем медленно выдыхая, опустить руки ладонями вниз. Данные блоки можно разбить на комплексы упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Кинезиологические упражнения для дошкольников.
Видеопрезентация выступления на педсовете. Обсуждаемые вопросы:1. Что такое здоровьесберегающие технологии;2. Кинезиология.3.Кинезиологические физкультминутки....
Кинезиологические упражнения для дошкольников
В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию...
Кинезиологические упражнения для дошкольников.
Кинезиологичесике упражнения для дошкольников можно использовать на занятих по развитию позновательной сферы детей. Эти упражнения развивают межполушарное взаимодействие коры головного мозга, что плод...
Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения для дошкольников»
Содержит рекомендации для родителей и набор кинезиологических упражнений....
Картотека кинезиологических упражнений для дошкольников
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование актуальности применения кинезиологических упражнений в процессе формирования основ здорового образа жизни дошкольников, а так же подбор...
Картотека кинезиологических упражнений для дошкольников
Кинезиологические упражнения...