Адаптация детей в детском саду.
консультация (младшая группа)

Харламова Ольга Николаевна

Адаптация детей в детском саду.

Харламова Ольга Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ №91

Московского района, г. Санкт-Петербург

            В данной статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, ее психологические и физиологические аспекты, пути облегчения адаптации при совместной работе педагогических сотрудников и родителей.

Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.

У всех детей привыкание происходит по-разному, условно его можно разделить на три типа адаптации: 1 - легкая адаптация, 2 - нормальная, 3 -тяжелая (затяжная). Так, легко адаптирующиеся дети практически с самого начала чувствуют себя в садике как «рыба в воде», приходят в сад как на «праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой, настолько комфортно они себя чувствуют. Другие тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе и родителям. Нормальная или тяжелая адаптация схожи в своих проявлениях, но различаются по времени протекания.

Основные признаки, характеризующие период привыкания ребенка к ДОУ (дошкольное образовательное учреждение):

- Ребенок плачет, собираясь в сад;

- Тяжело расстается с родителем в садике;

- Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);

- Нарушения сна;

- Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т.д.);

-Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться как по отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей, которые легко и быстро адаптируются (до двух недель), тревожные «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная (длительная - свыше 3 месяцев) адаптация характеризуется наличием всех вышеперечисленных признаков и в некоторых случаях чревата более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий.

Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний родителям, они более «удобны» педагогическим работникам, общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет - родитель радуется, полагая что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или несколько, затем следует малоприятный «сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики - адаптация принимает более тяжелую, затяжную форму, со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации.

Особенное внимание следует обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило - одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать потеплее в 18-20 °С, создавая для него тепличные условия. Так же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект - постоянные ОРЗ и ОРВИ.

При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями. Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.

Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу. Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации - ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.

Какие шаги должен предпринять воспитатель во время периода адаптации. Во-первых, на предварительном собрании родителей группы рассказать и донести, как правильно подготовить ребенка к садику: что нужно делать и что делать нельзя, познакомить со всеми режимными моментами. Перед приемом новой группы обязательно провести анкетирование родителей. Чем большей информацией воспитатель владеет, о том какие у ребенка привычки, особенности, предпочтения, какими навыками он владеет, каким темпераментом обладает; тем легче будет найти подход к нему. Ведь к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным. Так же нужно составить график посещения детей, чтобы не возникло ситуации, когда на 1 сентября ровно в 07.00 придут 20 плачущих детишек. Часто бывает, когда спокойный, играющий ребенок, услышав и увидев, как другой плачет, тоже начинает плакать и начинается цепная реакция - все дети плачут - воспитатели разрываются. Хорошие результаты дают совместные «круглые столы», тренинги и беседы, совместные игры с родителями. Вообще адаптация должна проходить в тесном взаимодействии родителей с воспитателями ДОУ, с тем, чтобы выработать определенную стратегию и линию поведения с ребенком, которой будут придерживаться все, иначе могут возникать ситуации, когда, то что «можно» дома в садике «нельзя» - отсюда может возникать конфликт, воспитатель будет казаться ребенку «злодеем». И, конечно же, важно, чтобы воспитатель искренне любил детей, не разделяя их по принципу «удобный» и не очень.

Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:

- если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;

- пребывание в детском саду для ребенка комфортно.

Ошибочно считать, что если ребенок не плачет, тихий и послушный адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия - ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей в детском саду.

Харламова Ольга Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ №91

Московского района, г. Санкт-Петербург

         В данной статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, ее психологические и физиологические аспекты, пути облегчения адаптации при совместной работе педагогических сотрудников и родителей.

Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.

У всех детей привыкание происходит по-разному, условно его можно разделить на три типа адаптации: 1 - легкая адаптация, 2 - нормальная, 3 -тяжелая (затяжная). Так, легко адаптирующиеся дети практически с самого начала чувствуют себя в садике как «рыба в воде», приходят в сад как на «праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой, настолько комфортно они себя чувствуют. Другие тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе и родителям. Нормальная или тяжелая адаптация схожи в своих проявлениях, но различаются по времени протекания.

Основные признаки, характеризующие период привыкания ребенка к ДОУ (дошкольное образовательное учреждение):

- Ребенок плачет, собираясь в сад;

- Тяжело расстается с родителем в садике;

- Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);

- Нарушения сна;

- Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т.д.);

-Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться как по отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей, которые легко и быстро адаптируются (до двух недель), тревожные «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная (длительная - свыше 3 месяцев) адаптация характеризуется наличием всех вышеперечисленных признаков и в некоторых случаях чревата более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий.

Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний родителям, они более «удобны» педагогическим работникам, общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет - родитель радуется, полагая что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или несколько, затем следует малоприятный «сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики - адаптация принимает более тяжелую, затяжную форму, со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации.

Особенное внимание следует обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило - одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать потеплее в 18-20 °С, создавая для него тепличные условия. Так же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект - постоянные ОРЗ и ОРВИ.

При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями. Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.

Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу. Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации - ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.

Какие шаги должен предпринять воспитатель во время периода адаптации. Во-первых, на предварительном собрании родителей группы рассказать и донести, как правильно подготовить ребенка к садику: что нужно делать и что делать нельзя, познакомить со всеми режимными моментами. Перед приемом новой группы обязательно провести анкетирование родителей. Чем большей информацией воспитатель владеет, о том какие у ребенка привычки, особенности, предпочтения, какими навыками он владеет, каким темпераментом обладает; тем легче будет найти подход к нему. Ведь к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным. Так же нужно составить график посещения детей, чтобы не возникло ситуации, когда на 1 сентября ровно в 07.00 придут 20 плачущих детишек. Часто бывает, когда спокойный, играющий ребенок, услышав и увидев, как другой плачет, тоже начинает плакать и начинается цепная реакция - все дети плачут - воспитатели разрываются. Хорошие результаты дают совместные «круглые столы», тренинги и беседы, совместные игры с родителями. Вообще адаптация должна проходить в тесном взаимодействии родителей с воспитателями ДОУ, с тем, чтобы выработать определенную стратегию и линию поведения с ребенком, которой будут придерживаться все, иначе могут возникать ситуации, когда, то что «можно» дома в садике «нельзя» - отсюда может возникать конфликт, воспитатель будет казаться ребенку «злодеем». И, конечно же, важно, чтобы воспитатель искренне любил детей, не разделяя их по принципу «удобный» и не очень.

Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:

- если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;

- пребывание в детском саду для ребенка комфортно.

Ошибочно считать, что если ребенок не плачет, тихий и послушный адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия - ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....