Статья "ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
статья (подготовительная группа)

Гринчук Мария Анатольевна

Проблема агрессии постоянно находится под пристальным вниманием психологов и педагогов, её в разное время изучали многие отечественные и зарубежные специалисты (Г.М. Андреева, A. Басс, Е.А. Донченко, М. Кляйн, Л.П. Колчина, Т.Г. Румянцева, Т.Л. Титаренко). В наши дни она особенно актуальна в связи с повышением общего уровня агрессивности в обществе и отсутствием внимания к этой проблеме со стороны родителей (из-за их занятости). Т.Б. Беневольская уже в 2008 г. писала, что: «Для современного общества проявление насилия и жестокости становится характерной чертой. В социальном контексте насилия возрастает агрессивность не только у взрослых, но и у детей». С тех пор проблема не только не потеряла остроты, но и стала ещё более заметной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grinchuk_mariya_anatolevna.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

М.А. Гринчук

Воспитатель МКОУ Нижнекарачанская СОШ

(группа дошкольного образования)

grinchukmari@yandex.ru

Проблема агрессии постоянно находится под пристальным вниманием психологов и педагогов, её в разное время изучали многие отечественные и зарубежные специалисты (Г.М. Андреева, A. Басс, Е.А. Донченко, М. Кляйн, Л.П. Колчина, Т.Г. Румянцева, Т.Л. Титаренко). В наши дни она особенно актуальна в связи с повышением общего уровня агрессивности в обществе и отсутствием внимания к этой проблеме со стороны родителей (из-за их занятости). Т.Б. Беневольская уже в 2008 г. писала, что: «Для современного общества проявление насилия и жестокости становится характерной чертой. В социальном контексте насилия возрастает агрессивность не только у взрослых, но и у детей» [2, с. 3]. С тех пор проблема не только не потеряла остроты, но и стала ещё более заметной.

Понятие «агрессия» связано с понятиями «агрессивность» и «агрессивное поведение», причём первое и второе часто используют как синонимы, однако это не совсем верно. «Агрессия» рассматривается как: врождённые побуждения и задатки; потребности, которые активизируются внешними стимулами; познавательный и эмоциональный процесс. Агрессивность понимается как свойство личности. Агрессивное поведение – это проявление агрессивности «на деле», причём его называют его инстинктивным и неизбежным, особенно в том случае, если речь идёт о защите собственной жизни (З. Фрейд). Однако повышенная агрессивность и соответствующие проявления поведения (как вербальные, так и физические акты агрессии) могут затруднять социализацию ребёнка, а также провоцировать в дальнейшем возникновение аддиктивного поведения. Существует также теория о том, что агрессивные модели поведения предрасположены к упрочнению и сохранению, что впоследствии может проявляться в употреблении психоактивных веществ и антисоциальном поведении [1].

В.А. Демко и В.А. Петьков обозначают типы агрессивности детей 6-7 лет: «тотальная», «поведенческая», «скрытая». Также они классифицируют виды агрессивного поведения детей:

1) вербальная прямая агрессия (ссора, крик, обзывание, публичное унижение, открытые угрозы и т.п.);

2) вербальная косвенная агрессия (сплетни, наговоры, скрытое запугивание и т.п.);

3) физическая прямая агрессия (чаще всего проявление негативных чувств непосредственно против другого человека с применением физической силы);

4) физическая косвенная агрессия (битье кулаками по столу, взрывы ярости, сопровождающиеся порчей предметов и т. п.) [4].

Специалистами отмечается, что те или иные формы агрессии характерны для большинства детей, однако у некоторых дошкольников она не только сохраняется как устойчивая форма поведения, но и превращается в устойчивое качество личности (И. Аткин, А. Бандура, Л. Берковец). Н.А. Зыкова и Т.В. Суркова отмечают, что склонные к агрессии дети часто ведут себя импульсивно, остро и негативно реагируют на трудности, в большинстве случаев не делятся игрушками со сверстниками, подшучивают над другими детьми [5]. Также авторы в результате исследования выявили такие особенности поведения: сниженный контроль над собственным поведением, повышенная критичность к другим.

Для того чтобы проводить профилактическую или коррекционную работу, необходимо понимать глубину проблемы и выяснить степень выраженности агрессивности у детей. В качестве методик, подходящих для дошкольного возраста, можно отметить проективные, т. к. они не подразумевают «правильных» и «неправильных» ответов и предусматривают творческое самовыражение. К таким проективным тестам можно отнести «Кактус», «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто это бывает?» (А.А. Романов), а также «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад), «Сказку» Л. Дюсс.

В первых двух методиках следует обращать внимание на «агрессивные» детали, присутствующие на рисунках, а также на комментарии, которые дают дети в процессе рисования. Следует отметить, что у педагога-психолога, работающего с проективными тестами, должна быть достаточно высокая квалификация. Методика «Два домика» построена на проекции отношения ребёнка к сверстникам, которых он должен разместить в разные домики. Следует обратить внимание, кого дети «поселили» вместе с собой, а кого – в другое место. Результаты интерпретируются без символизма, напрямую. Чтобы лучше разобраться в отношении детей к сверстникам, родителям, братьям и сёстрам, следует задавать вопросы о причинах такого размещения. Методика помогает разобраться в семейных взаимоотношениях, отношениях со сверстниками, понять причины агрессивности детей.

Методика А.А. Романова позволяет изучить особенности агрессивного поведения дошкольников и понять, как он оценивает выраженность агрессивного поведения у других. Для этого ему предлагают оценить, на что похожа злость (кошка, динозавр и т. п.) у членов семьи. Символическая форма помогает ребёнку выразить свои эмоции, не боясь осуждения. Дети могут оценить также и себя – на кого или на что они похожи, когда злятся.

Последняя методика («Сказка») учитывает особенности детских интересов (все дети любят слушать сказки), а также то, что дошкольники постоянно стремятся идентифицировать себя с какими-либо героями. Используются сказки-тесты «Прогулка», «Новость», «Дурной сон». Следует обратить внимание на следующие признаки: стремление перебить рассказчика; предложение необычных, неожиданных окончаний историй (в т.ч. связанные с насильственными действиями героя, его смертью и т.п.); изменение тона голоса; признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики) и т. п.

Кроме того, для диагностики могут быть использованы такие методы, как: наблюдение (методика Е.Г. Юдиной) и анкетирование (анкета для воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко).

После диагностики и анализа результатов можно приступать к профилактике или коррекции. Методами коррекции являются: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, поведенческий. Одним из самых популярных методов коррекции в данном случае является игротерапия. Она позволяет детям «прожить» в игре волнующие ситуации. При этом взрослый (педагог-психолог) выполняет функции эмоционального сопереживания, отражения и вербализации чувств, создаёт атмосферу безусловного принятия. Игротерапия бывает недирективной, директивной и смешанной по характеру и индивидуальной, фронтальной и групповой по форме. Существуют требования к проведению игротерапевтических занятий: игры должны соответствовать возрастным особенностям детей, занимать определённые временные рамки (15-20 мин.), количество детей в группе зависит от содержания игры и т. д. [3].

Сказкотерапия является направлением психотерапии, которое использует метафорический потенциал сказки, помогает в решении различных проблем. Есть две формы сказотерапии: недирективная (свободное творчество детей, кукольные представления, сочинение сказок и т.п.) и директивная (организованное проигрывание сюжета). Также различают три функции сказок внутри метода: диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую.

Арт-терапевтический метод позволяет в процессе музыкальных занятий, рисования, лепки, конструирования оказывать воздействие на эмоциональное состояние детей.

Поведенческая стратегия в основном используется в работе с родителями и призвана обучать их более эффективным приёмам воспитания, в том числе таким полезным умениям, как: дифференцировать незначительные акты плохого поведения с недопустимыми; давать детям ясные и чёткие инструкции о том, как себя вести; разрешать конфликтные ситуации и применять коммуникативные навыки [1]. Задачами использования данной стратегии являются: снижение чувства вины родителей за поведение ребёнка, повышение родительского контроля, реализация «поведенческих контрактов». Под поведенческим контрактом понимается соглашение между воспитателем и детьми, в котором прописываются все требования к поведению, а также система поощрений и наказаний.

В случае если повышенная агрессивность детей в результате диагностики не выявлена, проводятся профилактические мероприятия. Здесь будет наиболее уместной работа с родителями в плане их психолого-педагогического просвещения. Проведение бесед и консультаций на темы «Что такое агрессия», «Причины и формы проявления агрессии у детей», «Конструктивные способы общения с детьми». При этом информация даётся родителям в рекомендательной форме, любая директивность отсутствует. Они могут сами, ориентируясь на полученные материалы, избирать стратегии поведения в общении со своими детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Список литературы:

  1. Аксёнова Ю. Ю. Обзор современных технологий коррекции проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста // вестник мгпу. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – №1 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sovremennyh-tehnologiy-korrektsii-proyavleniy-agressivnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 01.11.2024).
  2. Беневольская Т.Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008.
  3. Гонина О.О., Зинченко Р.С. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии // Вестник экспериментального образования. – 2019. – №3 (20). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-agressivnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-igroterapii (дата обращения: 02.11.2024).
  4. Демко Е. В., Петьков В. А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – №2 (117). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-agressivnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 01.11.2024).
  5. Зыкова Н.А., Суркова Т.В. Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – №4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN418.pdf (дата обращения: 04.11.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Программа занятий по коррекции агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.          Зад...

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

Программа по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759478","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"317","width":"480"}}]]...

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...