Конспект родительского собрания «Растим любознательных»
материал (подготовительная группа)
Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobrania_rastim_lyuboznatelnykh.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Растим любознательных»
Цели:
Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Форма проведения:
Круглый стол.
План проведения:
- Вступительная часть собрания.
- Прослушивание и обсуждение ответов детей.
- Решение педагогических ситуаций.
- Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
- Показ детьми сценки «Почему».
- Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
- Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Подготовительный этап
- Провести анкетирование родителей.
- Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
- Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы».
- Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
- Подготовить с детьми сценку «Почему».
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.
Вступительная часть собрания
Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
Любопытство:
- Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
- Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Ведущий:
- Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей.) Послушайте, пожалуйста, ответы детей (запись ответов детей).
- Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
- Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
- Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
- Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
- К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.
Ведущий:
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?», - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете?
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Ведущий:
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок.
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.
Показ детьми сценки «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре…
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше…
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других , посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.
Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.
Ведущий:
Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?
А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.
Подведение итогов собрания. Чаепитие.
Приложение
Анкета для родителей «Познавательные интересы»
- Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
- Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
- Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания, используя различные средства информации?
- Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
- К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
- Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
- Что делается в семье для развития интересов ребенка?
- Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
- Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?
Памятка для родителей по развитию любознательности
- Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
- Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
- Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
- Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
- Проводите в семье различные конкурсы.
- Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
- Проводите постоянные прогулки на природу.
- Мастерите с детьми поделки из природного материала.
- Поощряйте экспериментирование детей.
- Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей
«Как отвечать на детские вопросы»
- Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
- Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
- Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
- Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
- В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
- Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
- Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Вопросы для детей
- Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
- Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
- Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
- Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Растить любознательных»
Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...
Сценарий родительского собрания "Растим любознательных"
Сценарий родительского собрания...
Родительское собрание "РАСТИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ" Старшая группа
Организация родительского собрания в ДОУ для родителей детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной форме с применением интерактивных форм взаимодействия....
Родительское собрание "Растить любознательных".
Провели собрание с родителями детей 4-5 лет. Получилось очень интересно. Родители были активны, с желанием вступали в диалог. Совместная деятельность с детьми в конце собрания была для них сюрпризом....
Родительское собрание "Растим любознательных в старшей группе (в форме ток - шоу)
Родительское собрание...
Сценарий проведения родительского собрания "Растим любознательными"
В материале представлен сценарий проведения родительского собрания в старшей группе....
родительское собрание "Растим любознательных" (круглый стол)
В форме диалога с родителями и детьми старались раскрыть важное значение развития познавательного интереса ребенка на примере экспериментирования, исследования. Родители получили практические со...