Сказка в жизни ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. С помощью сказки можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_zhizni_rebenka.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка в жизни ребенка.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» – так писал В. Сухомлинский.
Уважаемые родители, кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.
Дети легче понимают сказку, поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку.
Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Формируется умение задавать вопросы. Развивается фантазия и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. С помощью сказки можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Памятка для родителей
Сказка в жизни ребенка
- Не старайтесь заменить чтение или рассказывание сказки мультфильмом или экранизацией сказки. Ведь важное условие развития воображения – создание ребенком «внутренней картинки»;
- Если возможно – рассказывайте сказку, а не читайте. Только уж постарайтесь выучить ее очень близко к тексту: малыши не любят, когда привычные фразы меняются;
- Говорите как можно эмоциональнее: это поможет малышу создать яркие образы. Используйте жесты, мимику, силу и тембр голоса;
- Вам надоело каждый вечер рассказывать одну и ту же сказку, а малыш просит только ее. Значит, его психика интуитивно нашла в сказке элемент терапии для какой-то проблемы. Наберитесь терпения, рассказывайте только ту сказку, какую хочет ребенок;
- Не меняйте сюжет сказки, даже если он кажется вам слишком жестоким или страшным. Именно эти «неудобные» моменты, как правило, больше всего привлекают малышей. Они помогают ребенку преодолевать страх и несправедливость в реальной жизни. А также позволяют почувствовать выброс адреналина – точно так же, как для взрослого прыжок с парашютом или катание на «Американских горках».
- Можно сопровождать сказку яркими иллюстрациями: зрительными и звуковыми. Это очень оживит сказки для детей. Иллюстрации в книгах подбирайте выразительные и яркие, а звуковое сопровождение – четкое и экспрессивное.
- Сказку на ночь лучше рассказывать без иллюстраций, при неярком освещении и не очень громко.
Обсуждение сказки. После того, как малыш услышал сказку, пусть ответит на ваши вопросы. Спросите его, кто из героев ему понравился, кто – нет, почему? Что больше всего запомнилось? Понравился ли конец сказки? Особенно нужно так обсуждать сказки для маленьких детей. Часто крохи не понимают значения слов и не улавливают повороты сюжета сказок. Обсуждая, вы сможете проверить восприятие сказки.
Пересказ сказки. Попросите ребенка пересказать фрагмент из сказки. Если сможет – пусть расскажет всю сказку. Если получится и это – попробуйте вместе с ребенком пересказать сказку от имени одного из героев. Например, предложите: «Представь, что ты – Колобок. Расскажи мне о своих лесных приключениях: как было дело?»
Изменение сказки. Использовать этот прием нужно очень деликатно и осторожно. Обычно дети протестуют из-за малейшего изменения в сюжете. Но, если вдруг ребенку не нравится герой сказки или ее конец, попробуйте предложить поменять его. Это очень важный
момент: заметьте, что не принял ваш малыш в сказке, как он ее поменял. Так можно обнаружить источник внутреннего напряжения ребенка.
Иллюстрирование сказок. Очень полезно дать малышу возможность изобразить сцену из сказки, ее героев. Сказочные иллюстрации можно нарисовать, вылепить, сделать в виде аппликации или поделок из природного материала.
Постановка сказок для детей. Пусть малыш на время станет одним из героев сказки, а его друзья – остальными персонажами. Вы можете взять на себя роль автора. Если «актеров» недостаточно – можете инсценировать сказку с помощью кукол. Этот прием более подходит стеснительным малышам. С помощью кукол они смогут передать те эмоции, которые боятся выразить в реальной жизни.
Сочинение новых сказок. Героями сказок может быть любой предмет, любое событие. Используйте в вашей сказке сказочные речевые штампы: «в некотором царстве, в некотором государстве», «долго ль, коротко ль», «добрый молодец», «красна девица» и т.д.
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Тест для родителей
«Какие сказки нужны моему ребёнку?»
Ответьте на вопросы этого простого теста и узнайте, какие качества поможет развить умная сказка у вашего малыша. Выберете один ответ, который наиболее типичен для вашего ребёнка в указанной ситуации.
1. По отношению к другим детям ваш ребёнок:
А) Порой бывает агрессивен — может ударить соседа по песочнице или отобрать понравившуюся игрушку.
Б) Довольно стеснителен, никогда не знакомится с другими детьми сам.
В) Не стесняется, но вообще не интересуется другими детьми, предпочитает общаться с уже знакомыми людьми.
Г) Очень дружелюбен, но не всегда может постоять за себя (например, если в детской компании есть задира).
2. В гостях ваш малыш:
А) Ведёт себя очень уверенно — берёт без спроса чужие вещи или может потребовать в подарок понравившийся предмет.
Б) Не отходит от мамы, стесняется общаться с хозяевами.
В) Не знает, чем заняться в отсутствие привычных игрушек и игр.
Г) Охотно принимается играть в предложенные игры, но бросает их при первых трудностях.
3. В магазине ребёнок:
А) Хватает все игрушки, которые видит, с криком "Купи!", не реагирует на фразы о том, что у мамы нет денег и что ему недавно покупали похожую машинку или куклу.
Б) Не выбирает игрушки сам, берёт только то, что мама ему сама предлагает.
В) Сразу подходит к тем игрушкам, аналоги которых у него уже есть дома (например, интересуется только машинками и отказывается от конструкторов, роботов, мячиков и других вещей).
Г) Берёт любые игрушки, но не может объяснить, нужны ли они ему действительно, при первом же возражении или вопросе отказывается от выбранной игрушки в пользу другой.
4. В общении ваш малыш:
А) Может перебить собеседника или разозлиться, если чужое мнение не совпадает с его точкой зрения.
Б) В основном, отвечает на вопросы, не задаёт их сам, зажат и стесняется.
В) Затрудняется быстро ответить на вопрос, может не ответить сходу даже на то, что точно знает.
Г) Может не закончить до конца мысль, постоянно переключается с одной темы на другую.
5. На прогулке (например, в парке или в зоопарке), ребёнок:
А) Бегает, куда захочет, не слушается родителей.
Б) Не любит ходить сам, только за руку с мамой.
В) Не говорит сам, куда хотелось бы пойти и что посмотреть.
Г) Быстро устаёт от любых событий и зрелищ, начинает хотеть домой на полпути.
Больше ответов А: Ваш малыш очень активен и уверен в себе, но забывает делиться с другими, не любит уступать, часто не слушается родителей. Очень полезны для вас будут сказки про дружбу и сострадание, они помогут ребёнку стать отзывчивее и дружелюбнее к другим людям.
Больше ответов Б: Ребёнок стеснителен, не любит первым идти на контакт. Исправят ситуацию сказки про смелых и храбрых героев, которые смогли побороть свои страхи и получили за это награду.
Больше ответов В: Развить беглость мышления, научить малыша принимать оригинальные решения и стать наблюдательнее помогут сказки про смекалку. Истории, где герой в сложной ситуации находит неожиданный выход понравятся ребёнку, поощрят его любознательность.
Больше ответов Г: Умение доводить до конца начатое, не сдаваться перед трудностями и уверенно смотреть в будущее тоже можно (и нужно) развивать с самого детства. Для этого будут незаменимы сказки, где герой настойчив и целеустремлён, ведь эти волевые качества очень важны для вашего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.
Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....
Консультация на тему: Сказка в жизни ребенка.
Консультация для родителей....
Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".
Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...
Сказка в жизни ребенка
статья...
Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."
Роль сказки в жизни ребенка....
Сказка в жизни ребенка
Консультация помогает родителям понять необходимость чтения детям сказок ,художественных произведений...
Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"
консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...