Великий Нехочуха!
консультация

Салтаева Марина Владимировна

Великий Нехочуха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_nehochuha.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок ничего не хочет…

Дети взрослеют, и нам иногда кажется, что мы что-то упустили в их воспитании, не досмотрели, недодали… Но особенно обидно, когда мы уделяли им все свое внимание, старались наполнить их жизнь разнообразным досугом, а в итоге из ребенка вырос настоящий лентяй. Понимая, что ребенок может так и остаться бездельником, мы начинаем прилагать двойные усилия по искоренению этого недуга. Но все ли средства здесь хороши? И действительно ли ребенок ничего не хочет делать или нам только так кажется?

Великий Нехочуха!

Многие мамы жалуются психологам, учителям, а чаще друг другу на то, что их дети ничем не интересуются и ничего не хотят делать, предпочитая просиживать свободное время у телевизора или за компьютером. На любое родительское предложение: «Почитай книгу», «Давай сходим в театр», «Хочешь записаться на танцы?», такие мальчики и девочки отвечают категоричным «Нет!», либо уныло вздыхают: «Скучно это все. Мне не интересно». Куда интересней праздно поваляться на диване после школы или провести вечер у монитора. Такие дети напоминают героя известного мультика, который на любое бабушкино предложение отвечал: «Не хочу!».

Рано или поздно родители осознают, что такое поведение ребенка становится действительно проблемой и пора принимать какие-то меры. Но что бы они ни делали, эффекта ноль. На попытки увлечь ребенка каким-то занятием, взрослые слышат в ответ все то же «Нет!», а давление вызывает у него еще большее раздражение и отказ подчиняться.

Мама волнуется раз, мама волнуется два…

Слыша очередное: «Не хочу», порой мы начинаем испытывать самые разные чувства — раздражение, гнев, досаду или обиду на ребенка. «Аж зло берет!» — не в силах сдерживать эмоции, высказываем мы их вслух. Иногда к этим чувствам примешивается доля вины и ощущение собственного бессилия. Некоторые начинают винить себя в том, что не сумели воспитать в ребенке интерес к чему-либо, увлечь его или заставить чем-то заниматься. Ощущение бессилия приходит от осознания того, что мы уже не в силах как-то повлиять на ребенка. А дальше — чувство полного разочарования в ребенке или в самом себе.

Но почему мы так часто испытываем все эти чувства, ведь речь идет всего лишь о том, как ребенок проводит свой досуг? Оказывается, потому, что безразличие ребенка или отсутствие у него каких-то устойчивых интересов мы воспринимаем как удар по нашему родительскому «я». Это камень, который ребенок бросил в тщательно взлелеянный и оберегаемый родительский огород. И чем сильнее в нас желание выполнять роль «идеального родителя», тем тяжелее мы переживаем свои родительские «неудачи». Если мы меряем свою родительскую самооценку достижениями и успехами ребенка, если мы хотим в глазах окружающих прослыть идеальными родителями, у которых ребенок должен быть обязательно чем-то увлечен, то нам не избежать разочарования.

Примешивается сюда еще и страх того, что и вас, и вашего ребенка могут осуждать. Кому приятно слышать: «Что это ваш ребенок все болтается без дела, пристроили бы вы его куда-нибудь!», «Он у вас ничем не интересуется, вот мы в его годы…».

Возникает вопрос: «А что делать с нашими чувствами?». Наверное, прежде всего следует понять их истинное происхождение. Действительно ли вас беспокоит, что ребенок не может или не хочет организовать свой досуг? Или вам важно выглядеть «идеальными» и «полноценными» родителями, воспитывающими увлеченного и не по годам развитого ребенка? И только сперва ответив себе на эти вопросы, стоит далее задуматься о причинах нежелания ребенка чем-либо заниматься и интересоваться.

Причины «нехотения»

Это может быть проблема самого ребенка, но чаще всего ее корни следует искать в наших с ним взаимоотношениях. Иногда такое «расследование» обнаруживает, что проблемы… вовсе и нет! Но сначала давайте попробуем все-таки понять основные причины детской безынициативности и пассивности.

И первое, что следует выяснить, действительно ли ребенок не хочет или он попросту не может? Ведь чем он меньше, тем труднее ему организовать свое собственное время. Малыш, приступив к одному занятию, уже через несколько минут переключается на что-то другое, потом на третье и так далее. За непродолжительный отрезок времени маленький ребенок может сменить несколько самых разнообразных занятий. Такое «метание» характерно для детей до 3–4 лет и говорит о том, что им еще трудно долго концентрировать свое внимание на каком-то одном деле. Они еще не умеют ставить осознанные цели, и не всегда им хватает терпения доводить начатое дело до конца.

Но и за подростковым «не хочу» может скрываться как «не могу», так и «не умею». Вы заставляете ребенка читать книги и удивляетесь, что он к ним абсолютно равнодушен. А задумываемся ли мы при этом, насколько у него развит навык осмысленного чтения? Подростки, которые в детстве не очень дружили с книгой, могут попросту не уметь их «правильно» читать. Или другой пример: вы предлагаете дочери заняться танцами и недоумеваете, почему она после нескольких занятий отказывается их посещать, ведь вам кажется, что у нее все должно получаться. А вот и не все. Ребенок действительно может и не обладать необходимыми способностями к какому-то одному занятию и при этом иметь хорошие задатки для занятий другими видами деятельности. Но вам иногда трудно признать, что у вашего ребенка могут отсутствовать какие-то способности. Куда легче оправдать его «нехотение» обычной ленью и еще сильнее надавить, чтобы заставить заниматься угодным нам занятием.

Бывает и так, что ребенок вроде и «может», вроде и «хочет» (где-то в глубине души), но… боится. Это другая из возможных причин детской пассивности и негативизма. Такой ребенок ничем не увлекается из-за страха разочаровать родителей и не оправдать их ожидания. Любое новое дело он рассматривает как испытание. Но испытывается при этом не его сила воли или способности, а прочность родительской любви. Ведь если он окажется не на высоте, он расстроит родителей и вызовет у них негативные чувства. Чаще всего такие дети вырастают у тех родителей, которые ставят перед ними высокие планки достижений, требуя только самых лучших результатов, не считаясь с возможностями самого ребенка. Обычно больше внимания при этом уделяется неудачам ребенка, а его достижения принимаются как должное. Однако критика и акцентирование внимания родителей на ошибках ребенка приводит к тому, что у него опускаются руки, пропадает всякое желание и интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

А иногда крайний негативизм может оказаться всего лишь формой протеста против родителей, своеобразным подростковым бунтом. Дети сражаются за право самостоятельных желаний и выбора формы своего досуга. Иногда они готовы идти даже наперекор самим себе, но лишь бы все сделать наоборот, чтобы доказать маме с папой свою независимость и отстоять свою свободу. И чем усерднее родители выбирают ребенку занятие и пытаются регламентировать его досуг, тем усерднее он этому сопротивляется, демонстрируя подчеркнутое безразличие и нигилизм.

Некоторые дети, которых слишком опекают, часто привыкают к тому, что все делают за них — убирают, читают им книги вслух, готовят уроки, выполняют творческие задания для школы. У таких ребят вряд ли появится самостоятельный интерес и желание утруждать себя каким-то делом. Скорее всего, они будут ждать, чтобы взрослые как-то развлекли их и наполнили досуг интересными событиями. Позиция ребенка при этом — пассивный наблюдатель, который оценивает то, насколько взрослому удалось угодить ему, и демонстративно отклоняет любое предложение, требующее от него самого активности и волевых усилий.

«Я хочу, чтобы ребенок хотел…»

Как часто мы подменяем желания ребенка своими. Мы хотим видеть его увлеченным каким-то занятием, спешащим после школы на тренировку или в развивающий кружок, проводящим выходные за книгой или в спортзале. Но давайте задумаемся, а всегда ли наши дети хотят того же? Может быть, им гораздо интереснее послушать музыку, лежа на диване, или поработать за компьютером? А может, у них есть какие-то тайные увлечения, о которых мы даже не догадываемся, потому что ограничены собственным представлением об идеальном и полезном досуге? Осознав, что является нашими собственными желаниями, а что истинными желаниями самого ребенка, мы сделаем первый шаг на пути к решению проблемы «нехотения».

А далее опять же следует продолжить работу над… самим собой. Задумайтесь над тем, есть ли у вас какие-то интересы, кроме домашних забот и мыслей о работе? Как вы проводите свое свободное время: дома перед телевизором, где показывают очередной сериал, или идете в театр, на выставку, на каток или в книжный магазин за новой книгой? Не все, конечно, но многое зависит и от такого родительского примера. И чем меньше ребенок, тем более склонен он копировать образ жизни своих родителей.

Следующим шагом должно стать разделение ответственности. Конечно, чем меньше ребенок, тем большую ответственность мы несем за него и его досуг. Не будь рядом нас, малыш бы никогда ничему не научился. Многие родители считают, что достаточно завалить малыша игрушками и играми, и он обязательно найдет себе занятие. Но это не так. Поэтому, если у вас ребенок дошкольного возраста, не заменяйте себя ему горой игрушек или телевизором. Играйте с ним в увлекательные игры, заражайте своей энергией. В этом нежном возрасте во многом зависит от вас, оформятся ли у ребенка какие-то интересы и навыки организации своего досуга.

Но когда ребенок подрастает, мы передаем часть ответственности за него ему самому. Мы по-прежнему отвечаем за его здоровье, безопасность и благополучие внутри семьи. Но решать, как ему распорядиться своим досугом он вправе и в состоянии уже самостоятельно. Пусть нам не нравится, на что он тратит свое свободное время, но мы должны признать за ним это право. Иначе мы рискуем всю жизнь пытаться навязывать ребенку свое мнение.

Давайте присмотримся повнимательней и к «бездельникам». Ведь иногда, если ребенок сидит за компьютером, то это нам кажется, что он ничего не делает и попусту тратит время. Вот мы в его годы с удовольствием гоняли бы мяч во дворе, играли бы в салочки или «Казаки-разбойники», отправились бы в клуб филателистов или в кружок юных следопытов. Но, размышляя подобным образом, мы упускаем из виду, что окружающий мир сильно изменился с тех пор, как мы бегали босиком по мостовой.

У современных детей другие интересы, которые нам трудно принять за серьезные и полезные занятия. Кто-то из них может увлекаться граффити, паркуром, выделывать трюки на роликах, а нам кажется, что все это как-то несерьезно, бесполезно, бессмысленно… Возможно, сидя за компьютером, ребенок учится программированию или веб-дизайну. А может, он увлекается рисованием и коллекционированием анимэ, созданием аватаров, смайлов или баннеров? Скорее всего, вы даже не знаете таких слов, а уже поспешили прилепить на него ярлык бездельника. А это говорит не в вашу пользу. Ведь каждый продвинутый родитель должен хоть немного ориентироваться в современной детской субкультуре, молодежных течениях и увлечениях, тем более, если они интересуют его ребенка. Кстати, желание узнать и понять современные увлечения подростков может стать хорошим поводом к диалогу с собственным ребенком и мостиком к взаимопониманию с ним.

Поэтому взрослым стоит вникать в интересы детей, даже если они кажутся странными или бесполезными. Иногда за этим стоит серьезное увлечение, которое они рискуют по причине своей старомодности попросту недооценить или проигнорировать.

Плюс папа

Конечно, в той семье, где оба родителя занимают активную жизненную позицию, уделяя достаточно времени своим хобби и занятиям по душе, есть большая вероятность того, что и ребенок научится небесцельно тратить свое свободное время. И если мама чаще всего психологически ближе к дочери и может разделить с ней какие-то традиционно «женские» занятия, то роль папы имеет большое значение в жизни мальчика. Отец может увлечь его какими-то «мужскими» делами или вникнуть в интересы сына. Если между папой и сыном близкие и дружеские отношения, мальчик охотнее расскажет ему о своих увлечениях и интересах, без страха быть осужденным и высмеянным.

Однако некоторых мужчин слишком задевает безделье своих детей и бесполезные, с их точки зрения, занятия. Вспоминается один случай: отец, увлекающийся бодибилдингом, очень хотел разделить свое хобби с сыном. Когда же подросток дал понять, что это занятие не очень привлекает его, отец начал всячески унижать его, пытаясь таким парадоксальным способом побудить к занятию спортом. Но мальчик вовсе и не был бездельником. Он увлечено катался на скейтборде. Причем он достаточно профессионально владел доской и выделывал на ней невообразимые трюки до тех пор, пока отец, считающий это занятие сущей ерундой, в припадке ярости не сломал скейт. Такие способы борьбы с «бесполезным» времяпрепровождением наших детей ни к чему хорошему не приводят. Как правило, дети еще больше отдалятся от вас и ваших ценностей, противопоставляя все приемлемые и неприемлемые формы досуга.

Но также и с маленькими детьми. Ведь способность занимать себя формируется в раннем детстве. И если взрослые высмеивают каждое самостоятельное занятие ребенка — пытается ли он нарисовать картину, хоть и не умеет еще толком держать кисточку, строит ли он ракету из табуреток или «штаб» на дереве, у малыша быстро пропадет охота заниматься. Да и другими занятиями вскоре у него может пропасть желание заниматься, рискуя вновь быть высмеянным или не понятым родителями.

Если ребенок не хочет ничем заниматься

Стоит отличать вариант «Хочу заниматься чем-то другим» от варианта «Ничем не хочу заниматься». В первом варианте в основе лежит сформированный интерес, желание. Во втором — отсутствие интересов, нежелание. Так же следует отличать «Хочу ходить в эту секцию», от варианта «То хочу, то не хочу. Может пойду сегодня, а может не пойду» Как левая нога захочет… Только от настроения даже дополнительные занятия не могут зависеть. Выбор зависит от интереса. Но если уж кружок выбран, то следует подходить ответственно к своему выбору. Не прогуливать. Даже если когда-то не очень хочется идти. То есть, иногда родителям приходится и уговаривать, и настаивать, даже если кружок выбран, в принципе, по желанию ребенка. Чем чреваты пропуски? Несколько пропусков подряд — и ребенок уже отстал от остальных детей в группе. Что-то не умеет, не знает, выполняет хуже остальных. Быть отстающим – неприятно, наверстывать – трудно. Возникает соблазн перестать ходить.

Как же реагировать, если ребенок категорично заявляет, что больше не пойдет, что хочет бросить секцию или кружок? Мое мнение, что школьнику полезно заниматься чем-то еще помимо обязательной школы. Как вариант: «Ты можешь выбрать любую секцию, но обязательно хотя бы одну. Поэтому, пока не придумал, чем будешь заниматься, продолжай посещать эти занятия» И, конечно, разобраться в причинах. Особенно, если смена кружков происходит часто. Может быть, ребенку просто все хочется попробовать. Научился плавать и достаточно, иду дальше. Спортивных достижений в плавании не хочется, а хочется теперь научиться кататься на коньках. Пусть пробует. Но за формулировкой «Не хочу» может скрываться не только прямое отсутствие интереса к деятельности. Причиной может быть ситуация неуспеха, ситуация психологического дискомфорта. Может быть, это избегание трудностей. Поначалу все нравится, а как только возрастает нагрузка и требования – уход… Может быть, это желание быть всегда первым, а если вдруг появился сильный соперник, тогда ребенок сдается и уходит… Может быть, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Такие проблемы — психологического характера – и их простым уходом в другой кружок не решить, так как на новом месте ситуация может повториться. Значит, стоит вместе с ребенком поискать выход из ситуации, а не уход. Как вариант, предложить походить еще месяц, а за месяц попробовать решить возникшие проблемы, преодолеть трудности. Может быть, уходить уже не захочется… А если и захочется, то просто потому, что сменился интерес. В любом случае хорошо, если уход из секции будет не импульсивным желанием, а взвешенным решением.

А еще бывают такие дети, которые просто никуда не хотят ходить. «Интроверты интровертные» Однако, разнообразно занимают себя дома самостоятельно: что-то рисуют, вяжут, выжигают, паяют, программируют, эксперименты ставят. Так тоже хорошо.

Если же ребенок совсем ничем не хочет заниматься, тогда его придется занимать родителям. Искать, то, чем захочется заниматься вместе. Увлекаться самим, брать ребенка с собой, заражая его своим интересом. Если родители чем-то увлечены в своей жизни, то и для ребенка вполне естественно иметь увлечение.

И напоследок еще один пример, когда ребенок не хочет ничем заниматься: «Мой трехлетний сын последнее время вообще не хочет ничем заниматься. В основном целый день только машинки катает, устраивает аварии. Я всегда покупала ему кучу развивающих занятий, материалов и прочее, но как только начинаю заниматься, он в основном сидит кривляется, смотрит по сторонам, гадает вместо того, чтобы подумать. Сели за букварь — постоянно извивается, кривляется. Рисует тоже только то, что сам хочет, сплошные каляки-маляки. Поделку по заданию не делает вместе со мной. Только свое что-то лепит и все. Меня порой начинает просто бесить такое своеволие. Не могу справиться с раздражением, начинаю ругать. Понимаю, что от этого интереса к занятиям не прибавляется. Но пустить все на самотек и не учить ничему, раз не хочет, тоже, наверное, неправильно». Вот здесь лучше всего отстать от ребенка. Это не про то, что ребенок ничем не хочет заниматься. Это про то, что он не хочет заниматься тем, чего от него (совсем не по возрасту) требует мама. Если ребенок не хочет учить буквы в три года, то и не надо. Успеет выучить позже. А чтобы потом ему легче было запомнить буквы, сейчас можно просто развивать память. Например, предложить запоминать марки машин, раз уж машинки в данный период времени у ребенка являются любимыми игрушками. Можно также рассказывать, что машины могут развивать разную максимальную скорость и что у машин бывает разный привод. Или познакомить с дорожными знаками и правилами дорожного движения, включив их в игру ребенка. А еще можно рассказать о видах служебного транспорта и о профессиях, связанных с транспортом. Развивать ребенка получается проще и эффективнее, если следовать за его интересами.

041209155837


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Проделки Нехочухи"

Сценарий новогоднего праздника "Проделки Нехочухи" предназначен для детей старшего дошкольного возраста.  В сценарий включены веселые новогодние песенки, игры, танцы. Действующие лица: Нехочуха, ...

Сценарий новогоднего утренника для старшего дошкольного возраста: " Проделки Нехочухи или Дед Мороз в Африке"

В прошлом году провела утренник по данному сценарию. Детям, родителям, администрации  и конечно же мне очень понравилось!!! Было очень интерессно и необычно!!! Предлагаю попробывать!...

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста «Проделки Нехочухи или приключения Деда Мороза»

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Проделки Нехочухи или приключения Деда Мороза" ( весёлый, забавный, новый)...

Авторская сказка «Нехочуха» для старшей группы

Эта сказка начиналась с одного предложения, "обрастала" сюжетом, редактировалась вместе с детьми, обретала форму, использовалась в пересказах и театральных представлениях....

Сценарий выпускного утренника "Нехочуха"

Сценарий выпускного утренника "Нехочуха".    Выпускной.  Вед.  Здравствуйте, мамы, папы и гости.  Здравствуйте все кто на праздник пришел....

Капризуля и Нехочуха на празднике мам

Сценарий собственного сочинения. Рождался долго и мучительно, ведь как ответственно - праздник Мам!  Прошел легко и интересно, тепло. Расчитан на средний дошкольный возраст. Буду рада если кому-т...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"...