Родитель не знает, как организовать процесс учебы, как научить ребенка собирать игрушки и выполнять просьбы взрослых. А ведь при правильном подходе проблема обычно легко решается. Да, на такую организацию уйдет некоторое время. Зато вы сэкономите время на скандалах и попытках заставить ребенка делать то, что он не хочет. Вы сэкономите свои нервы и силы.
Возможно, вы даже удивитесь, что учеба может укреплять привязанность ребенка к родителям, а не разрушать отношения. Возможно, вы удивитесь, что любой ребенок любит учиться и готов сотрудничать со взрослыми. Да-да, это именно так. Даже если ваш ребенок сейчас от слов «садись за уроки» морщится и пытается сбежать, поверьте, он любит учиться. Для этого нужно освоить несколько правил, о которых я расскажу в этом цикле статей. Просто попробуйте использовать эти правила в общении с детьми и вы увидите, что ситуация быстро меняется к лучшему.
Итак, эта статья о том, как мотивировать детей.
Правила мотивации: 1. Позитив вместо негатива 2. Награды и похвала вместо угроз и наказаний Тут все просто. У нас есть 2 способа мотивации: «кнут» и «пряник». «Кнут» – это угрозы, обещания лишить чего-то, наказать. «Пряник» - это обещания поощрения, награды. Представим, что нам нужно, чтобы ребенок что-то сделал (собрал игрушки, сделал уроки, подмел, вынес мусор). Что происходит, когда мы применяем "кнут" или "пряник". Кнут: «Делай так, а не то я тебя накажу...» Что получается, когда мы мотивируем ребенка «кнутом»? Ребенок испытывает массу «отрицательных» эмоций: - страх наказания,
- вину,
- протест,
- возмущение,
- раздражение,
- обиду,
- жалость к себе.
Они собираются в одно большое отвращение. Это отвращение переносится на дело, к которому мы приучаем ребенка (например, ему становится неприятно собирать игрушки, делать уроки, подметать, выносить мусор), и постепенно – на фигуру родителей. Родители, мотивирующие детей наказаниями и угрозами, получают в итоге детское непослушание и протест, отвращение к делам и к приказам родителей. Дело не делается или делается каждый раз из-под палки и со скандалом, потому что все отвратительное и неприятное ребенок откладывает на самый последний момент (а вдруг пронесет?), старается не делать. Если ребенок тянет до последнего, это значит, у него нет желания, а есть отвращение к делу, в основном его мотивируют кнутом. Пряник: «Делай так, и я тебя награжу…» Что получается, когда мы мотивируем ребенка «пряником»? Ребенок испытывает массу позитивных эмоций: удовольствие, радость, предвкушение, восторг, восхищение, азарт. Они собираются в одно большое желание. Это желание переносится и на дело, к которому мы приучаем ребенка (то есть ребенок с удовольствием собирает игрушки, делает уроки, подметает, выносит мусор), и постепенно – на все просьбы родителей. Родители, мотивирующие детей наградами, получают желание сотрудничать и выполнять просьбы. Ребенок в таком настроении делает максимум того, на что способен. Потому что делать это – приятно. Если ребенок с удовольствием сотрудничает и делает максимум того, на что способен, это значит, у него есть желание, в основном его мотивируют пряником. Формулируйте «пряники» А теперь – самое главное в этой статье: Любое наказание можно сформулировать как награду, и наоборот, любую награду можно сформулировать как наказание. Сравните 2 высказывания: 1. Дети, если вы не уберете игрушки, не почистите зубы и не ляжете спать, никакой книжки на ночь не будет! :( 2. Дети, давайте соберем игрушки, почистим зубки, ляжем в кровать и тогда мы успеем почитать сказку на ночь. А если все это сделаем быстро, то можем успеть даже две! :)
Родитель озвучивает одни и те же факты, но эмоциональное восприятие этих двух фраз кардинально различается. В первом случае это кнут, а во втором – пряник.
Вот еще несколько примеров.
Угроза, наказание, критика : | Награда, поощрение, похвала : | Будешь неаккуратно махать палкой – я ее у тебя заберу | Я разрешаю тебе играть палкой подальше от людей | Мне не нравится, что ты так медленно собираешься | Мне нравится, что ты уже почти совсем надела один носок | Никаких тебе мультиков, пока игрушки не соберешь | Как только соберем игрушки, я сразу включу тебе мультики. | Если будешь так поздно возвращаться, я не буду тебя отпускать гулять | Если хочешь, чтобы мы отпускали тебя гулять, пожалуйста, звони, когда задерживаешься, чтобы мы не беспокоились | Будешь учиться плохо – пойдешь работать дворником | Учись хорошо, чтобы тебе было проще поступить в институт | Не сделаешь – не дам | Сделаешь – дам |
Даже если ребенок выполнил задачу на 10%, он быстрее и с большим удовольствием сделает дело, если его похвалить, что он сделал 10%, чем, если его отругать, что он не сделал 90%. В левом столбике родитель – препятствие для ребенка, он отнимает радости. От него хочется держаться подальше. Делать то, что он говорит, не хочется. Во втором родитель – помощник, с помощью которого ребенок удовлетворяет свои потребности. Ребенок получает одобрение даже за мелочь. Родитель не ругает ребенка за то, что тот не сделал 90% задания, а хвалит его за то, что тот сделал 10%. Возможно, даже в таком варианте ребенок не способен сделать 100%, но он точно сделает максимум того, на что способен, если его поддерживать в нужном направлении, а не ругать. Если хотите, чтобы дело делалось на максимуме возможностей, найдите за что похвалить
Какие бывают награды? Самая лучшая награда, как для детей, так и для родителей – это время, проведенное вместе, когда родитель играет с ребенком, занят его потребностями. Она остается крайне ценной даже для больших детей. Для родителей эта награда хороша уже тем, что она абсолютно бесплатна. Вторая по значимости награда – это похвала и поддержка. Часто бывает, что родители не знают, чем заняться с детьми или у них нет времени. И родители приучают детей к материальным наградам: купим, дадим, заплатим… Тогда дети привыкают, что контакт с родителями осуществляется через вещи, и степень любви начинают оценивать через количество и стоимость вещей: купили – любят, не купили – не любят. Настоящей любви дети в такой семье получают мало и потребность в заполнении пустоты вещами сильно растет. Но сколько бы ребенок ни пытался заменить любовь вещами, он не насыщается и требует все больше игрушек, они становятся все более дорогими. Но насыщения это опять не приносит. Такое воспитание чревато несколькими проблемами: 1. Возникает обширная тема для манипулирования родителями (купишь – сделаю), 2. Недолюбленность и привычка заменять любовь вещами увеличивают риск развития зависимости (алкогольной, наркотической и др. – попытка компенсировать себе любовь наркотиком), 3. Контакт с родителями осуществляется только в материальной сфере, желание сотрудничать возникает лишь после обещания очередной покупки, 4. Для того чтобы удовлетворить растущие потребности ребенка, родителям приходится еще больше работать и еще меньше проводить времени с детьми. Чтобы выйти из такого порочного круга, необходимо перейти снова на любовь в виде внимания и времени, проведенного вместе: - Ты меня не любишь, ты не купила мне игрушку! - Я тебя люблю, но игрушку не куплю. Можем с тобой погулять подольше, если хочешь, или дома поиграем. Такое поведение снимает поводы для манипулирования родителями и насыщает детскую потребность во внимании и заботе. В заключение: 1. Правило кнута и пряника работает и работает очень быстро. Как только вы начинаете искренне хвалить детей за то, что они смогли, у них появляется мотивация к делу. 2. Это работает не только со школой и уроками, но с любыми привычками, которые вы хотите выработать у детей. 3. Будьте последовательны. Если на несколько пряников приходится несколько кнутов, то мотивация будет смешанная и что победит – неизвестно. Успехов вам! |