ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
консультация
Предварительный просмотр:
Гиперактивность
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ))
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
ПРИЧИНЫ :
- генетические факторы;
- некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания;
- кислородное голодание плода во время беременности и родов;
- родовые травмы различной тяжести;
- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
- особенности строения и функционирования головного мозга,
- врожденные нарушения деятельности ЦНС и минимальные органические поражения головного мозга.
По данным медиков такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 ребенка чаще всего у мальчиков.
Основные признаки синдром гиперактивности:
- двигательная расторможенность;
- чрезвычайная подвижность;
- неспособность к точным движениям;
- отвлекаемость;
- невнимательность;
- неумение сосредоточиться на чем-либо.
Портрет гиперактивного ребенка
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность.
Работа с педагогами
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивным ребенком:
Рекомендации для воспитателей при работе с гиперактивными детьми.
- Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
- Поощрять его хорошее поведение.
- Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут являться шум, «веселые соседи», чрезмерное количество наглядного материала или предметов на столе и т.п.
- Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к воспитателю в случаях затруднений (разрешить спрашивать не поднимая руки, договориться об условном знаке с ребенком и пр.)
- Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы на каждой из них, внося необходимые коррективы.
- Во время дня предусматривается возможность для «двигательной разрядки»: занятия физическим трудом или упражнениями, специально организованное время, подвижные игры.
Памятка воспитателям:
- ВАЖНО ПОМНИТЬ!!! Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.
- Не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
- При необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе.
- Во время занятий посадите за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.
- В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести и т.п.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:
- Отвлечь ребенка от его капризов
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать)
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, обнимите и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
(в помощь воспитателю):
- Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заранее заведенный будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома.
- Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Рекомендуемые игры
«Клубочек» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
«Бездомный заяц» (известная игра)
Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми
Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами – 1-2 метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
«Что нового»
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
«Золотая рыбка»
Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.
Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.
Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.
«Разговор с руками» (Шевцова И. В.)
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Говори!»
Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: „Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Упражнения, которые можно использовать на занятиях
1) вычеркнуть заданную букву (две, три, четыре); б) одну из заданных букв обводить, а другую — вычеркивать.
Задания усложняются за счет увеличения количества букв и введения дополнительных условий.
2) Сравнение двух и более картинок, имеющих 5 и более отличий.
З) Сравнение предметов или картинок, имеющих тонкие различия (оттенок цвета, направление штриховки и т.д.).
4) Отыскивание на картинке заданных предметов из множества.
5) Отыскивание на картинке «зашумленных изображений».
Б) «Хождение» по лабиринтам.
7) Отыскивание двух одинаковых предметов из множества похожих.
8) Игра «Найди игрушку». Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать уточняющие вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.
9) Ребенка просят закрыть глаза и ответить: «Какого цвета мое платье? Что у меня на ногах? Что лежит справа (слева, спереди, сзади) от тебя?» И тому подобное.
10) Игра «Муха». Нужно нарисовать большой квадрат (10 на 10 ем) и разделить его на 9 клеток. В центре сидит «муха». Она совершает движение по квадрату «вверх» или «вниз», «влево» или «вправо». Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где «муха»? – В правом центре и т.д. Можно увеличивать количество движений и скорость. Сначала ребенок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, закрыв глаза и, представив этот квадрат, мысленно совершать движения. Можно диктовать ребенку команды, можно попросить, чтобы он диктовал вам, можно давать команды по очереди, по одной команде друг другу, по две, три, четыре и т.д., совместно следя за движением «мухи».
11) Согнуть руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке открывать и закрывать ладони: левая — открыть, правая — открыть, левая — закрыть, правая — закрыть, обе — открыть, левая — закрыть, правую — закрыть, левую одновременно открыть, правую — открыть, обе — закрыть и т.д. Ребенок сидит напротив и открывает (закрывает) ладошки в зеркальном отражении. Темп увеличивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"
Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка? Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск. Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "
В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Статья: "Гиперактивные дети, причины возникновения гиперактивности и борьба с гиперактивностью".
Статья: "Гиперактивные дети"....