«РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ»
презентация
Успешный дошкольник как личность характеризуется высокой степенью результативности в различных видах деятельности и достижением более высоких результатов. Также могут быть проявлены творческие успехи в определённой деятельности и общении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ» | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успешный дошкольник как личность характеризуется высокой степенью результативности в различных видах деятельности и достижением более высоких результатов. Также могут быть проявлены творческие успехи в определённой деятельности и общении
Критерии успешности включают : высокую познавательную активность; уровень притязаний в разных видах деятельности ; достижение высоких результатов в определённом виде деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников. Успех с психологической точки зрения — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Адекватная самооценка. Соответствует реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы ; Уверенность в себе. Позитивная оценка собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых целей и удовлетворения потребностей; Умение ставить перед собой реальные и осуществимые задачи ; Творческое мышление. Нестандартное мышление, умение принимать срочные и абсолютно неожиданные решения; Развитие навыков общения. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и находить с ними общий язык; Развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие; Артистичность. Рассказывание вслух стихотворений, разыгрывание небольших театральных сценок и пантомим. Для формирования успешной личности дошкольника важно создавать условия, способствующие развитию психических процессов и творческих способностей, а также обучать приёмам самоконтроля и саморегуляции .
Реализация в психолого-педагогической практике 1 «Свободный» Примерная тематика занятий педагога-психолога: «Уверенное поведение», «Безопасное поведение»; «Бесконфликтное общение». 2 «Знающий или понимающий» Примерная тематика занятий педагога-психолога, интегрированных занятий (педагог-психолог + воспитатель) «Я познаю мир», «Я –будущий первоклассник».
Эмоциональное состояние дошкольника Эмоциональное состояние дошкольника тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями. Некоторые особенности эмоционального состояния дошкольников: Эмоции могут быть положительными (смех, радость) и отрицательными (страх, плач). Также ребёнок может демонстрировать нейтральные эмоции, например, удивление. Чувства постепенно теряют импульсивность и становятся более глубокими по смысловому содержанию. Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребёнка, зависящее от окружающей среды, здоровья и успешности деятельности. Постепенно ребёнок осваивает экспрессивные формы выражения эмоций — интонацию, мимику, пантомимику. Если окружающие люди показывают ребёнку внимание, понимают и принимают его , то он испытывает чувство комфорта и защищённости, уверенности и пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии.
Р азновидности успеха дошкольника - признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей; - признание личности ребенка в целом. Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников: - снятие страха - мотивация деятельности - авансирование - крытая инструкция - персональная исключительность педагогическое внушение - позитивная и искренняя оценка полученного результата.
Условия создания ситуации успеха 1. Доброжелательность окружающих : ( приведите примеры, пожалуйста, атрибутов доброжелательности) Варианты ответов: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость , расположенность, мягкие жесты и т.п. 2. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем». 3. Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
4. Дружеское положительное подкрепление – авансирование : оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». Для этого диагностируются положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые педагог может опереться. 5. Внесение мотива - вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых личность действует, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей. Вопросы: Во имя чего? Ради кого? Ради чего? Зачем? Кому будет хорошо от этого? «Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.); Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
6 . «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта. 7. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога . Педагогическое внушение - эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъема, желания действовать и так далее. (« Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что ж е у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.)
8. Оценка продукта деятельности ребенка . Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…». Приобретённая потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха. Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
«Прекрасно!»;«Удивительно !»; « Превосходно!»;«Восхитительно!»;«Очень неплохо!»;«Ну, просто изумительно!»;«Ах, вы только посмотрите!»;«Это что-то особенное!»;«Это выглядит здорово !»; «Именно так!»;«Браво!»;«Так чудно!»;«Об этом обязательно нужно рассказать…»;«Ты сделал это!»;«Замечательно задумано! »;«Я просто в восторге!»;«Я просто обожаю…» и пр . Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих. Д иапазон следующими фразами: