Консультация «Как и для чего читать детям сказки»
консультация (подготовительная группа)
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Она позволяет погрузиться в первые увлекательные истории в жизни каждого ребенка. Книжки со сказками открывают ему удивительный мир, в котором добро побеждает зло, где волшебники и феи приходят на помощь в трудный час и все приключения добрых героев заканчиваются всегда хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Консультация
«Как и для чего читать детям сказки»
Воспитатель
Пимкина Оксана Сергеевна
г. Бийск, 2024
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Она позволяет погрузиться в первые увлекательные истории в жизни каждого ребенка. Книжки со сказками открывают ему удивительный мир, в котором добро побеждает зло, где волшебники и феи приходят на помощь в трудный час и все приключения добрых героев заканчиваются всегда хорошо.
В современном мире сказки в воспитании ребенка отходят на задний план, заметно утрачивая свое предназначение. У современного ребёнка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Но на самом деле данная подача информации, с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажает первоначальный смысл сказки, превращающим сказочные действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия как сказки, так и жизни в дальнейшем. Сказки живые — как и сама жизнь, древние — как старцы, молодые — как дети, жестокие — как наши бессмысленности и мудрые — как мудрость, к которой мы стремимся. И их роль в воспитании ребенка нельзя недооценивать. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра.
С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Русские народные сказки-явление в мировой культуре уникальное и являются идеально доступным для ребенка носителем основных моральных этических категорий, менталитете русского народа, а также моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними. По тематике и стилистике они делятся на 4 группы: сказки о животных, волшебные, социально-бытовые, докучные сказки.
- Сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
- Бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
- Волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
- Докучные сказки — от слова докучать, надоедать. Это шутки, балагурки сказочного характера. («Жили-были два гуся, вот и сказка вся»).
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней. Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях. Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка. Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять.
Сказки должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основ для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев.
Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости взрослого с ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Как читать:
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин.Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце»,сказки А.С.Пушкина, А.Н.Толстой «Приключения Буратино», Носов«Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» .
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения ТомаСойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-122460-1414317258.jpg)
Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»
Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-754671-1456683523.jpg)
Методические материалы к консультации для родителей на тему "Как и для чего читать детям сказки"
Методические материалы к консультации для родителей на тему "Как и для чего читать детям сказки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945290-1504857645.jpg)
Консультация для родителей "Как и для чего читать детям сказки"
В статье рассказывается как правильно выбирать сказки для своего ребенка и для чего нужно читать сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-420941-1395054967.jpg)
Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/03/picture-1383551-1643895815.jpg)
Консультация "Как и для чего читать детям сказки?".
Консультация " Как и для чего читать детям сказки?"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-1299813-1608356658.jpg)
Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки»
Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-822917-1475220790.jpg)
Консультация «Как и для чего читать детям сказки?»
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую....