«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»
консультация
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_rod_vliyan_palchik_teatra_na_razvitie_mel_mot_1.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или с помощью взрослых разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением), которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а также формирует механизмы внутренней речи ребенка.
2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.
3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.
Такие игры помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается играми с пальчиковым театром?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Давно доказано, чтобы сказка запомнилась и произвела впечатление на ребенка, необходимо воспользоваться игрушкой. Игрушки для пальчикового театра небольшого размера, они одеваются на палец. Хороши они тем, что одновременно можно управлять несколькими персонажами на одной руке. Игры с пальчиковым театром приносят ребенку радость и повышают настроение.
Цель пальчикового театра:
-Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.
-Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
-Активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление.
-Расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.
-Знакомить с народным творчеством.
-Обучать навыкам общения, игры, счета.
-Создать положительный эмоциональный фон.
Участвуя в играх-драматизациях с пальчиками ребенок надевает атрибуты на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди" и другие могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Пальчиковые куклы используются на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь. Таким образом, развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, произвольность движений, позволяет детям раскрыться. Пальчиковый театр является хорошим помощником в процессе подготовки руки ребенка к письму, для развития моторной координации. В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, я пришла к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Мир пальчиковых кукол - маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей
Данная статья о том как влияет развитие мелкой моторики рук на развитие ребенка в целом....
Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёека
консультация для родителей ДОО...
Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка"
Материал предназначен для работников дошкольного образования...
Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»
Консультация для родителей«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»...
Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка»
Данная консультация помогает родителям применять пальчиковой театр в домашних условиях для развития речи детей....
Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики"
Развитие мелкой моторики влияет на речь дошкольников....
Консультация для родителей " Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребенка"
Учим детей быть настоящими хозяевами своих пальчиков....