консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
методическая разработка (подготовительная группа)
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazhem_detyam_o_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx | 427.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят пять лет прошло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т.к. является частью многих слов. Например: воздух, любовь, родина. Но, как только мы соединим их, и произнесём ВОЙНА, в сердце каждого человека зарождается тревога, боль, страх. 9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
А что мы знаем о войне? Что такое память о Великой Отечественной войне? Что такое память о Великой Победе для всех нас?
Пока существуют такие вопросы, на них всегда будут находиться ответы, а источником ответов для наших ребят – дошкольников являемся мы – взрослые.
Смотря на подрастающее поколение, мы задаёмся вопросами: «Почему наши дети стали такие жестокие и бездушные?», «Почему они грубят и не уважают старших?», «Почему безразлично проходят мимо чужой боли и беды?», «Почему обижают младших?» и т.д. Не надо искать причину такого поведения далеко, она рядом. Посмотрите, на каких примерах воспитываются наши дети!!!
Для того, чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).
Расскажите детям о войне!
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?
Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи.
С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.
Старый альбом. Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах - героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.
Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.
Бабушкин сундук. Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
- дать небольшие сведения из истории;
- рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:
- С.П.Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы.
- Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть.
- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу.
- С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
- Ю.П.Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. («Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юн бат Иванов».
- В.А.Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
- И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
- Л.Кассиль «Твои защитники»;
- С.Михалков «День Победы».
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов: «В бой идут одни старики», «Аты — баты шли солдаты», «А зори здесь тихие». Посмотрите только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.
Каждый родитель стремиться привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость. К сожалению, бывает, что родители забывают о таких важных понятиях, как «сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастают в черствых, эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге – человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым, жестким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении — исторический пример Великой Отечественной войны 1941 – 1945годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражаясь до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться!
Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!
(М. В. Сидорова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Расскажите детям о Великой Отечественной войне"
Рекомендация родителям о знакомстве детей с Великой Отечественной войной....
Консультация для родителей "Расскажите детям о Великой Отечественной войне"
Пусть будет мирПусть небо будет голубым,Пусть в небе не клубится дым,Пусть пушки грозные молчатИ пулеметы не строчат,Чтоб жили люди, города...Мир нужен на земле всегда!Автор: Н. Найденова...
Консультация для родителей: «Расскажи детям о Великой Отечественной войне»
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников ...
Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»Цель: обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах...
Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Описание работы: данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп, а также родители, для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей Велико...
Консультация для родителей "Расскажем детям о Великой Отечественной войне"
Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп, а также родители, для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной в...