Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей"
консультация (старшая группа)

Мукова Оксана Салимовна

Консультация для родителей  "Развитие эмпатии у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_empatii_u_detey.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у детей

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это социальная эмоция. Воспитание эмпатии позволяет людям проникать в мир другого человека, лучше понимать его чувства и мотивы его поступков, сочувствовать ему и активно отзываться на его чувства.

Эмпатия – это:

  • сострадание
  • сорадость,
  • радость за другого,
  • радость его успехам и счастью.

Как воспитывается эмпатия?

Ребенок учится эмпатии на личном опыте.

Во–первых, чем больше ребенок осознает и принимает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других.

Во–вторых, наблюдая  за поведением близких ему взрослых, он учится выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других людей.

Воспитание эмпатии проходит три этапа:

  1. Ребенок учится понимать свои эмоции и чувства других людей, учится их предвидеть (от рождения до 4 лет);
  2. Ребенок учится эмоционально реагировать на чувства других людей, то есть сочувствовать (от  3 лет до 7 лет);
  3. Ребенок учится отзываться на чувства других, соучаствовать (от 5 до 7 лет);

Играем и развиваем эмпатию от 1 года до 3 лет

В этом возрасте игры на развитие эмпатии у детей ориентированы больше на то, чтобы познакомить ребенка с различными эмоциональными состояниями. Также в этом возрасте закладываются образцы поведения ребенка в отношениях с другими людьми.

  1. Держим контакт
  • В возрасте около года малыш начинает ходить, и взрослые все больше начинают общаться с ним сверху вниз. При разговоре с ребенком старайтесь «опуститься» на его уровень: присесть, сесть на пол или посадить ребенка к себе на колени – и держать контакт «глаза в глаза».
  • Не стоит общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.
  • «Опускаясь» на один уровень в ребенком и глядя «глаза в глаза», вы не только устанавливаете с ним контакт, но и подаете ему пример поведения.
  1. Активно слушаем ребенка

«Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». Ю.Б. Гиппенрейтер

  • Разговаривая с ребенком, старайтесь дать ему понять, что вы знаете о его переживании, как радостном, так и не очень, что вы «слышите» его и принимаете его с его чувствами, какими бы они не были.
  • Не оценивайте чувства ребенка,  а просто скажите, что, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок.
  • Избегайте критики или замечаний, так вы как бы сообщаете ребенку, что его переживание неважно, что оно не принимается в расчет.
  • Как сможет ребенок сочувствовать и соучаствовать, если его чувства  не принимали в расчет, если его оставляли наедине с его переживаниями.
  • Чтобы активно слушать ребенка, родителям нужно самим обладать чувством эмпатии.
  1. Проговариваем эмоции
  • Проговаривайте свои эмоции и называйте эмоции, которые испытывает малыш. Например, «Мама устала, расстроена, сердится» или «Тебе обидно, что мальчик не дал тебе игрушку».
  • Во время чтения книг старайтесь называть чувства, которые испытывают герои. Обращайте внимание ребенка на выражение лица героя на иллюстрации или на слова, которые он использует.
  • Во время сюжетно–ролевых игр также обращайте внимание ребенка на чувства персонажей, попросите ребенка развеселить грустную куклу, успокоить плачущего зайку и т.д. Для ребенка это пока лишь ролевая игра, но она дает ему образцы поведения в обществе, которые будут проявляться неосознанно в более старшем возрасте.
  1. Учимся распознавать эмоции

После 2–х лет учите ребенка видеть, что чувствует человек, по его мимике и жестам. Вы можете изображать эмоции сами, наблюдать за своими близкими, воспользоваться карточками эмоций или специальными пособиями (например, карточками М. Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка» или развивающей игрой Н. Белопольской «Довольна ли мама?»).

Развитие эмпатии у детей

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это социальная эмоция. Воспитание эмпатии позволяет людям проникать в мир другого человека, лучше понимать его чувства и мотивы его поступков, сочувствовать ему и активно отзываться на его чувства.

Эмпатия – это:

  • сострадание
  • сорадость,
  • радость за другого,
  • радость его успехам и счастью.

Как воспитывается эмпатия?

Ребенок учится эмпатии на личном опыте.

Во–первых, чем больше ребенок осознает и принимает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других.

Во–вторых, наблюдая  за поведением близких ему взрослых, он учится выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других людей.

Воспитание эмпатии проходит три этапа:

  1. Ребенок учится понимать свои эмоции и чувства других людей, учится их предвидеть (от рождения до 4 лет);
  2. Ребенок учится эмоционально реагировать на чувства других людей, то есть сочувствовать (от  3 лет до 7 лет);
  3. Ребенок учится отзываться на чувства других, соучаствовать (от 5 до 7 лет);

Игры для развития эмпатии у детей от 3 до 5 лет.

В возрасте от 3 до 5 лет самым важным становится для ребенка не мир предметов (с ним ребенок уже вполне освоился), а мир людей и отношений.

  1. Тебя зовут по–разному

Обсудите с ребенком, как его зовут дома разные члены семьи, как зовут в садике. Спросите его, какое звучание его имени ему нравится больше. Потом можно обсудить, как зовут братика или сестричку, маму, папу, других членов семьи. Спросите ребенка, может, он хотел бы называть их по–другому.

  1. Кто позвал?

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Ребенок встает в конец комнаты или отходит в сторону, если вы играете на детской площадке. Остальные по очереди по одному или по двое зовут ребенка по имени. Задача ребенка – угадать, кто его позвал. Чтобы усложнить игру, можно звать измененным голосом.

  1. Дарим улыбку

Обсудите с ребенком, какой может быть улыбка: она может приглашать познакомиться, выражать радость при виде человека, ободрять, сочувствовать, насмехаться и т.д. Предложите ребенку подарить его близким и друзьям улыбку. Обсудите с ребенком, какую улыбку он кому подарил и почему.

  1. Дарим комплимент

Предложите ребенку сказать несколько добрых слов другим членам семьи. Пусть они скажут что–нибудь приятное ему в ответ. Покажите ребенку, как благодарить за комплимент: «Спасибо, мне очень приятно». Обратите внимание ребенка на то, что и ребенку, и всем другим людям приятно доброе к ним отношение.

  1. Здороваемся

Вместе с ребенком и другими членами семьи придумайте несколько способов, как можно здороваться. Пусть для каждого члена семьи он будет свой. Например, с братом или сестричкой – носом, с мамой – щечками, с папой – спиной, с бабушкой – плечом, с дедушкой – животом и т.д.

  1. Как мы дышим

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Предложите участникам встать в круг, взяться за руки и стать большим и добрым животным. Животное дышит: шаг вперед и шаг назад, животное дышит глубоко: два шага вперед и два шага назад. Если ребенок испытает чувство единения со своей семьей, почувствует семью как большое целое – это будет здорово.

  1. Перевоплощаемся

Предложите ребенку стать пони, который целый день катает детей, гадким утенком, лисой, за которой гонятся собаки, или любым другим животным или персонажем сказки. Попросите ребенка не только изобразить животное, но и рассказать, что оно чувствует.

  1. Мы все разные

Пусть ребенок задаст нескольким членам семьи или друзьям один и тот же вопрос. Обратите внимание ребенка на то, что ответы получились разные. Расскажите ребенку о том, что люди думают и чувствуют по-разному, и это нормально. Но представления о хороших и плохих поступках, о добре и зле у большинства людей одинаковы.

Развитие эмпатии у детей

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это социальная эмоция. Воспитание эмпатии позволяет людям проникать в мир другого человека, лучше понимать его чувства и мотивы его поступков, сочувствовать ему и активно отзываться на его чувства.

Эмпатия – это:

  • сострадание
  • сорадость,
  • радость за другого,
  • радость его успехам и счастью.

Как воспитывается эмпатия?

Ребенок учится эмпатии на личном опыте.

Во–первых, чем больше ребенок осознает и принимает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других.

Во–вторых, наблюдая  за поведением близких ему взрослых, он учится выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других людей.

Воспитание эмпатии проходит три этапа:

  1. Ребенок учится понимать свои эмоции и чувства других людей, учится их предвидеть (от рождения до 4 лет);
  2. Ребенок учится эмоционально реагировать на чувства других людей, то есть сочувствовать (от  3 лет до 7 лет);
  3. Ребенок учится отзываться на чувства других, соучаствовать (от 5 до 7 лет);

Игры для развития эмпатии у детей от 5 - 7 лет.

  • После 5 лет ребенок, ранее поглощенный своими желаниями и потребностями, начинает интересоваться желаниями и потребностями других людей.
  • В возрасте 5–6 лет ребенку  самому очень хочется заботиться, любить, отдавать: он просит родить братика или сестричку, завести котенка, собачку или хомячка. В этом возрасте он может сам заметить потребность другого человека, осознать ее и захотеть позаботиться: принести чай или тапочки, пожалеть, если вы ударились, не шуметь, если устали.
  • Именно этот возраст является самым благоприятным для развития эмпатии.
  • Именно в этом возрасте закладываются основы альтруистического поведения.
  1. Заботимся
  • Ваши сюжетно-ролевые игры с ребенком вполне можно превратить в игры на развитие эмпатии – просто включите в них заботливые моменты (кого-то пожалеть, кому-то помочь). Не забывайте делать это сами и в своей повседневной жизни: сходить к бабушке и дедушке и чем-то помочь им, помочь младшему брату или сестренке, поднять упавшую вещь мимо проходящего человека и т.д.
  • Учите ребенка сочувственно относиться к больным людям и людям с ограниченными возможностями.
  1. Он какой, твой друг?

Забрав ребенка из детского сада или после прогулки, попросите его описать, во что сегодня был одет его друг иди другие дети, какое у него было настроение, как он себя чувствовал. Ненавязчиво задавайте ребенку вопросы о том, почему он так думает, на основании чего он сделал такие выводы.

  1. Изображаем настроение

Попросите ребенка изобразить свое настроение: в движении, в рисунке, сравнить с цветом, животными или растением. Из рисунков и фотографий ребенка можно потом  сделать альбом настроений ребенка и ввести в обиход новые выражения. Например, «у меня сегодня оранжевое настроение» – такое радостное, что прыгать до потолка хочется, или «что–то у меня сегодня совсем серое настроение» – грустно, скучно.

  1. Что ты чувствуешь?

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Попросите ребенка посмотреть на другого участника игры и догадаться, что он сейчас чувствует. Ребенок рассказывает, другой участник слушает, а затем соглашается или не соглашается.

  1. Что он чувствует?

Предложите ребенку рассказать от имени слона о его жизни на воле и в зоопарке, от имени карася — о его чувствах, когда он плавал в пруду и когда попался на крючок. Спросите ребенка, что чувствует яблоня, когда ты ешь ее яблоко, что чувствует ель, когда ее рубят на Новый год, какие чувства могут быть у цветов растущих в поле, и цветов, стоящих в вазе, что может чувствовать муха, попавшая в чашку с молоком, и т.д.

  1. Цепочка эмоций

Для этой игры вам понадобятся карточки с разными эмоциями. Желательно, чтобы персонажей было несколько. Выложите перед ребенком несколько карточек и попросите его придумать историю. В другой раз ребенок может выбрать карточки сам. Обратите внимание ребенка на то, как в его рассказе один добрый поступок порождает много других добрый дел, а злой, нехороший поступок тянет за собой цепочку других, как добро и зло бумерангом возвращаются к тому, кто их сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей"

В данной консультции раскрыто понятие "Эмпатия". И как мы, взрослые, можем влиять на развитие этого чувства....

Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. Развитие эмпатии у детей...

Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста".

В консультации описаны этапы развития эмпатии, её значение в современном мире....

Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей раннего возраста"

Данный материал будет интересен и родителям и воспитателям....

Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен и родителям и воспитателям....