В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!
статья (подготовительная группа)
Подсказки психолога родителям будущих первоклассников, помогут преодолеть возможные трудности с адаптацией к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_podgotovku_.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова Е.С.
Педагог-психолог ГБДОУ№103
Невского района Санкт-Петербурга
В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!
(подсказки родителям будущих первоклассников)
«Хочешь ли ты пойти в школу?» - этот вопрос чаще всего задают шестилетним детям. И большинство из них уверенно отвечает: «Да!» Конечно, учебная мотивация сформирована далеко не у всех, не все понимают важность и необходимость учения, кого-то привлекает покупка нового портфеля и красивых тетрадок. Тем не менее, почти все дети идут в первый класс с радостью и желанием учиться. Рисунки на тему «Мой первый школьный день», выполненные в подготовительной группе детского сада, подтверждают это: яркие краски, радостные лица людей, цветы. Рисунки детей два года спустя (тема их: «Я уже ученик») тоже достаточно позитивны, но кто-то потихоньку приписывает букву «м» перед словом «ученик» …
Да, в первый класс дети приходят в ожидании новых интересных событий. Но именно первые школьные годы позже порой вспоминаются как самые скучные. Почему? Куда уходит радость познания? И как определить, что ребенку в школе неинтересно?
Вот признаки утраты интереса к учебе:
- ребенок говорит, что учительница его не любит или ему не нравится; - он недоволен своими отметками; - он уверен, что у него ничего не получится и хочет, чтобы его успокоили и похвалили; - он быстро забывает даже те уроки, которые выучил наизусть; - он не рассказывает о школе; - перед уходом в школу у него болит живот, он забывает свои вещи; - он скучает по детскому саду; - он жалуется, что у него нет друзей среди одноклассников.
Вряд ли родителям хотелось учиться больше, чем их детям, просто они были более дисциплинированными учениками, в советском обществе ими было легче управлять: «Надо – значит надо». Сейчас жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни, предполагается, что успех, удовольствие должны последовать мгновенно. Как это согласовать с усидчивостью и терпением? Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку – поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости.
Отсутствие стабильности в обществе также провоцирует все большую тревогу у взрослых, и детям эта тревога передается. Кризис в отношениях, проблемы на работе – это факторы, лишающие нас ощущения безопасности. При этом потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека. Что же чувствует ребенок, приходя в школу?
Cтрах. Тревогу. Новое место, новые люди, новые правила поведения… Если учительница не нравится, мама переживает - ребенок чувствует себя беззащитным и тратит много сил на то, чтобы справиться со своими страхами. Энергии на учебу у него просто не остается.
Опросы показывают, что 68 % родителей хотели бы воспитать в своем ребенке стремление к знаниям, 48 % были уверены, что хорошая учеба в школе необходима для будущей карьеры. При этом, разговаривая со своим ребенком о школе, лишь 17 % уделяли внимание взаимоотношениям с учителем и другими детьми, говорили о чувствах, переживаниях, для 83 % на первом месте были уроки, дисциплина, отметки, послушание.
Родители редко не играют с детьми «в школу» или приводят ребенка в будущую школу «на экскурсию», чтобы познакомить с обстановкой. К счастью, 30% детей посещают курсы подготовки к школе и имеют представление о классе, раздевалке...
Таким образом, можно предвидеть, что у большинства детей в 1-м классе возникнут определенные трудности с адаптацией. При этом абсолютно все дети уверены, что будут получать хорошие отметки – «4» или «5».
Что же могут сделать взрослые?
Первая задача взрослого - создать для ребенка безопасное пространство! Говорить о том, как устроена школа, побывать вместе с ребенком везде : в классе, в столовой, в раздевалке, в туалете… Играть с ним «в школу». Организовывать время: объяснять, что будет сейчас, что потом (в структурировании времени дети нуждаются до 12 лет). Это поможет ребенку освоиться с новой жизнью.
Вторая задача – развитие любознательности. Именно в первом классе ребенок начинает учиться самостоятельности. Но есть ситуации, с которыми сам он еще не может справиться. Трудно заставить себя писать бесконечные ряды палочек и крючков, заучивать правила. И родители могут помочь ребенку в познании нового: наблюдать за природой, рассказывать о планетах, проводить вместе какие-то эксперименты… Множество открытий, удовольствие, которое чувствует ребенок в такие мгновения, позволят ему сохранить радостное любопытство к миру, стремление исследовать, экспериментировать и наблюдать. Ведь настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые вызывают отвращение к обучению.
И, наконец, поощрение достижений ребенка, укрепление его веры в себя. Неудачи рождают чувство беспомощности. Важно принимать ребенка вместе с его оценками, поддерживать его, научить его сравнивать себя не с другими, а с самим собой, замечать даже малейшие достижения. Иногда, чтобы чувствовать себя сильнее, ребенку достаточно сказать себе : «Пусть я медленно считаю, но зато пишу аккуратно». Это помогает разорвать замкнутый круг «неуспешности». Поэтому очень важно как можно чаще напоминать ребенку о его достижениях.
И еще несколько советов родителям.
- Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Ведь впереди у него трудный день.
- Не отправляйте утром ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака еще далеко.
- После школы встречайте ребенка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте.
- Во время выполнения уроков не сидите «над душой», дайте возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения.
- В течение дня постарайтесь найти хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, телефонные разговоры.
Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей. Родительское влияние косвенное, опосредованное: мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес к чему-либо, но именно мы можем помочь найти дело по душе, направить энергию на то, что интересно ребенку. И пусть исполнится заветное желание родителей – чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Идем в школу с радостью"
Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Идем в школу с радостью!" способствует:выработке новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим первоклассником;развитию коммуникативных ...
Консультация для родителей "В школу - с радостью"
Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...
Школа: первые радости и первые страхи (практические советы)
В данной статье даются практические советы родителями, как сделать обучение ребёнка в школе комфортным в эмоциональном и психологическом плане....
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»
laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"
Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....