Папка передвижка «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
консультация (подготовительная группа)

Тимошина Елена Ивановна

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны . Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые формируют любовь к традициям своего народа, способствуют развитию личности в духе патриотизма. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, сказки . Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка. Особым древним жанром устного народного творчества являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей). Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …). В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.

Слайд 2

Для чтения детям необходимо использовать литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы. Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей. Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения . Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Слайд 3

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 5 – 7 лет - Агебаев А. «День Победы»; - Александров З. «Дозор»; - Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне »; - Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», « За Родину»; - Беляев А. «Хочу быть военным моряком»; - Бойко Р «Наша Армия родная»; - Благинина Е. «Шинель»; - Бутмин И. «Трус»; - Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», « Алеша Попович и Тугарин Змеевич », « Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну »; - Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор »; - Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»; - Дриз О. «Добрые слова»; - Жаров А. «Пограничник»; - Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»; - Коваль Ю. «Алый»; - Макунец Г. «Три сестры»; - Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»; - Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»; - Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»; - Мустыгина Е. «В таёжной глуши»; - Никольский Н. «Что умеют танкисты»; - Носов Н. «На горке», «Карасик»; - Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»; - Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»; - Пермяк Е. «Надёжный человек», « Самое страшное», «Торопливый ножик »; - Пляцковский М. «Урок дружбы »; - Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас »; - Солоухин В. «Здравствуйте»; - Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка »; - Твардовский А. «Гармонь »; - Тимершин Р. «Где лежало спасибо»; - Тихомиров О. «Александр Невский »; - Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок »; - Толстой Н. «Памятник»; - Ушинский К. «Наше Отечество»; - Шамов И. «На дальнем рубеже»; - Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»; - Шим Э. «Не смей»; - Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

laquo;Нравственно - патриотическое  воспитание детей  средствамихудожественной литературы»...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.  Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннег...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личнос...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по ...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям4 – 7 лет...

Папка -передвижка для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство св...