Обогащаем словарь дошкольника с ТНР.
консультация
Словарь детей с тяжелыми нарушениями речи имеет ряд особенностей. Словарь ограничен в количестве, а имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный словарь. Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность с взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
упражнения для обогащения словарного запаса ребенка. | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
С развитием речи у ребёнка формируются и другие основные психические процессы.
- Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.
Словарь детей с тяжелыми нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный словарь. Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий. В речи детей мало антонимов и синонимов. Характеризуя величину предметов, используют в речи только понятия большой, маленький.
- Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
- обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
- активизация словаря
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность с взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
- показа фильмов и последующего обсуждения;
- чтения художественных произведений;
- дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
- Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишутка и т.д.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
- Что делает кошка? (Лакает, царапается, мяукает, мурлычет, лежит, смотрит)
- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
- Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, рычит, радуется, торопится)
- Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, сопит)
Упражнения с прилагательными.
Попросите ребенка придумать предложения, используя слова:
круглая- тарелка, сковородка, круглый -шар, мяч, стол, обруч, круглое- зеркало, колесо.
Какими словами можно сказать про солнышко?
(Ясное, яркое, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, доброе, ласковое, горячее)
Каким может быть ручеёк?
(журчащий, звенящий, говорливый, бегущий)
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный забор и пр.
Приготовим сок из яблок (какой сок?)…(яблочный), из груш…(грушевый), из вишни…(вишневый), из моркови…(морковный), из лимона…, апельсина… и т.д..
А апельсиновый сок из чего приготовлен? и т.д.
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
- Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
- Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
- Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Заключение.
Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: Нужно больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.
Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащаем словарь дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радио передачи. Поэто...
Обогащаем словарь дошкольника
Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение....
Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»
познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, у...
Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»
Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников....
Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»
Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.В дошкольном возрасте ребенок...
Консультация для родителей "Обогащаем словарь дошкольника"
Цель - познакомить родителей с приемами обогащения словарного запаса дошкольника....