Обогащаем словарь дошкольника с ТНР.
консультация

Белякова Людмила Михайловна

Словарь детей с тяжелыми нарушениями речи имеет ряд особенностей. Словарь ограничен в количестве, а имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный словарь. Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность с взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                 

        

                         

              

                    Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

 Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

С развитием речи у ребёнка формируются и другие  основные  психические процессы.

  1. Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с тяжелыми нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный словарь. Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий. В речи детей мало антонимов и  синонимов. Характеризуя величину предметов, используют в речи только понятия большой, маленький.

  1. Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность с взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

  1. Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  1. Что делает кошка? (Лакает, царапается, мяукает, мурлычет, лежит, смотрит)
  2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, рычит, радуется, торопится)
  4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка придумать предложения, используя слова:

круглая- тарелка, сковородка,  круглый -шар, мяч, стол, обруч,  круглое- зеркало, колесо.

Какими словами можно сказать про солнышко?

(Ясное, яркое, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк?

(журчащий, звенящий, говорливый, бегущий) 

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный забор и пр. 

Приготовим сок из яблок (какой сок?)…(яблочный), из груш…(грушевый), из вишни…(вишневый), из моркови…(морковный), из лимона…, апельсина… и т.д..

А апельсиновый сок из чего приготовлен? и т.д.

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

  1. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
  2. Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
  3. Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Заключение.

Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: Нужно больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.

Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарь дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радио передачи. Поэто...

Обогащаем словарь дошкольника

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение....

Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»

познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, у...

Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников....

Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.В дошкольном возрасте ребенок...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь дошкольника"

Цель - познакомить родителей с приемами обогащения словарного запаса дошкольника....