Цикл консультаций для родителей "Учим ребенка говорить"
консультация

Ткаченко Наталия Николаевна

Предлагаю цикл консультаций для родителей на тему: "Учим ребенка говорить"

1 "Контроль речи детей с нарушением слуха",

2 "Развитие словесной речи",

3 "Развитие устной речи глухих детей в семье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для родителей

«Контроль речи детей с нарушением слуха»

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для родителей

«Контроль речи детей с нарушением слуха»

Помочь глухому ребенку накапливать опыт в единстве со словом - это не только обучить его содержательной речи, но и открыть путь к полноценному развитию мышления, к овладению отвлеченными понятиями. Обобщение - один из основных мыслительных процессов. Оно тесно связано с отвлечением , т.е. мысленным выделением некоторых свойств предметов. Содержание слова неотрывно от его грамматической формы. Для овладения речью необходимо то, что выражается в основном значении слова, и то, что определяется его различными грамматическими формами. Используя знакомые группы слов одной грамматической формы, сопоставляя их с рядом другой грамматической формы, ребенку помогают сделать обобщения, касающиеся значения окончаний, приставок, суффиксов. Необходимо помочь детям отделить приставки, суффиксы, окончания от основы слова. Опыт изменения слов, осознание того, что в процессе общения слова изменяются в зависимости от связи с другими словами - шаг вперед в развитии речи глухого дошкольника. Даже самый элементарный анализ строения слова позволяет детям образовывать слова по аналогии. В процессе непосредственного общения и на специальных занятиях, следует стремиться к тому, чтобы показать, что одни и то же слово может обозначать однородные предметы, действия, качества.

Помогая детям обобщить воспринимаемые явления путем выделения в действиях и предметах сходное, необходимо одновременно конкретизировать первичное обобщение. С этой целью надо привести множество примеров, уточняющих отдельные представления , вскрыв то, что позволяет их объединить. Живое отношение к слову происходит в процессе общения. Чем шире круг представлений, объединенных общим словом, тем разнообразнее могут быть эти контексты. Хотя слово представляет единство лексического и грамматического значения, все же на раннем этапе обучения глухих дошкольников первичным должно быть усвоение лексического значения многих слов, на основе которого затем формируются грамматические обобщения. Формирование лексических обобщений начинается с обучения детей умению обозначать одни и те же предметы, действия, свойства, пусть внешне, и не очень схожие, одним и тем же словом. В результате дети начинают относить к одной и той же категории и называть одним и тем же словом предметы и явления сходные по своим существенным признакам. Используя игры помочь детям таким образом отделить предмет от действия. (Карандаш - рисовать, глина - лепить), которые часто слиты в представлении ребенка. С накоплением речевого опыта необходимо добиваться употребления слова в разных контекстах, а также сопоставлять преподносимое слово со словами сходного или противоположного значения: шар - мяч, дай - принеси, поставь - положи. Для закрепления значения слова надо создавать такие условия, при которых окажется необходимы его употребление, поощрять детей за использование в общении вновь усвоенных слов.

Упражнения, направленные на усвоение грамматического строя языка, особенно необходимы, когда мы говорим о формировании речи у глухого ребенка. При обучении речи на основе только глобального различия слов невозможно фиксировать внимание детей на словоизменениях, приводящих к изменению смысла и значения слов. В этом отношении очень трудно исправлять ошибки глухого дошкольника в процессе непосредственного общения. Особенно это относится к начальному этапу обучения, когда еще не усвоены звуки или грамота.

Привлечь внимание маленьких глухих детей к словоизменению или к словообразованию позволяет использование дактильной речи. Использование дактильной речи в процессе обучения не только обеспечивает полноценное усвоение слова, но и воспитывает чувство языка, особенно большую помощь оказывают специальные занятия, подводящие детей к грамматическим обобщениям. Говоря о формировании грамматического обобщения, имеется в виду помочь детям на наглядной основе сделать элементарное обобщение, относящееся к морфологической структуре слова, научить узнавать их в разных словах то общее, что придает им одинаковые аффиксы. Необходимо помочь детям практически усвоить законы и правила, присущие, языку.

Специальная работа, направленная на формирование у маленьких глухих детей грамматических обобщений, использование в общении с ними дактилологии, позволяющей аналитически воспринимать каждое обращенное к ним слово, в значительной степени помогает предотвратить, или, по крайней мере, уменьшить аграмматизм, характерный для глухих дошкольников. Работа над грамматическими обобщениями в детском саду в основном должна научить детей понимать и правильно употреблять формы склонения и спряжения (согласования и управления) , научить их понимать и строить простое нераспространенное и простое распространенное предложения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для родителей

«Развитие словесной речи».

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для родителей

«Развитие словесной речи».

Обучение устной речи и развитие слухового восприятия - важнейшие специфические задачи системы обучения глухих дошкольников. Формирование произношения как и обучение чтению с губ сложно и требует большой затраты времени на дополнительные фронтальные и индивидуальные занятия. У глухого дошкольника основной деятельностью, в процессе которой развивается познание, словесная речь является игра. Поэтому занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Развитие ребенка в детском саду протекает в коллективе детей не владеющих развитой мимической речью. Это позволяет формировать словесную речь без отрицательного влияния мимики. Мимика привлекает в незначительной мере в непосредственном общении и используется для налаживания контакта и сообщения детям соответствующих слов и выражений. К концу года словесная речь опережает мимическую. Дети знают больше слов, чем мимических знаков. На основе общих положений разработаны частные принципы формирования речи.

1. Обучение речи осуществляется двумя путями (непосредственно в общении и на специальных занятиях).

2. Обучение аналитическому чтению начинается с раннего возраста.

3. В процессе обучения используется дактильная форма речи.

4. В процессе обучения осуществляется формирование лексических и грамматических обобщений и элементарных понятий. Это облегчает развитие речи в единстве с мышлением.

5 В качестве одного из средств расширения словесной речи детей используется обучение чтению и связному изложению.

Речь глухих формируется не только для общения, но и непосредственно в процессе общения.

Дактильная речь очень рано может быть не только объектом восприятия, но и стать средством выражения. Значение дактильной речи в том, что она позволяет осуществлять анализ воспринимаемой словесной речи, без чего немыслимо усвоение языка, в основе которого лежит членораздельное слово. Обучение дактильной речи может происходить в единстве с обучением дошкольников разным видам деятельности. Такая возможность связана с тем, что детям можно легко и быстро сообщить новое слово, предложив дактильно прочесть с таблички или непосредственно с руки, что невозможно при устном общении. Такая возможность предотвращает развитие мимико - жестикулярной речи и стимулирует развитие словесной речи. Использование дактильной формы речи не является конечной целью обучения. Это лишь средство, ускоряющее овладение речью в устной и письменной форме, - значит, научиться понимать письменный текст и научиться излагать мысли в письменной форме. Обучение глухих письменной речи осуществляется в определенной последовательности:

1. Учить различать буквы.

2. Используются таблички со словами-названиями, словами-обращениями.

3. Учат понимать и самостоятельно строить описательно-повествовательные предложения.

Обучение устной речи, т.е. произношению и чтению с губ - составная часть общей системы обучения глухих дошкольников. Устная речь представляет одну из конечных целей формирования словесной речи. Цель обучения устной речи глухих детей - обеспечить возможность пользоваться ею в общении. Но как средство обучения устная речь обладает ограниченными возможностями и значительно уступает письменной и дактильной форме речи. Устная речь не является исходной - эта роль в методике принадлежит табличке, не является она и ведущей - это преимущество дактильной речи. Для ее усвоения обязательны не только специальные фронтальные, но и индивидуальные занятия, привлечение специфических приемов и средств обучения. Лишь постепенно, по мере усвоения произношения и развития навыка чтения с губ, она становится средством общения и в очень незначительной степени может служить средством обучения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для родителей

«Развитие устной речи глухих детей в семье».

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для родителей

«Развитие устной речи глухих детей в семье».

О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного воспитания глухих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха, как основы для развития навыков слухозрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха в семье является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня.

Правильное организованное общение с ребенком 2-3 года жизни в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и формирования собственной речи ребенка. Этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними.

Формирование произносительных навыков у глухих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше 1,5-2 лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. По мере овладения таким

подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, фраз сочетается с определенными движениями (прием работы над произношением).

Развитие слухового восприятия имеет большое значение для формирования механизмов восприятия речи и произношения. Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, слушать лепетные слова и звукоподражания.

Более систематическая работа начинается на 2 году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Робота по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта.

В дошкольном возрасте обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах, словах, фразах.

Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи в дошкольном возрасте тесно связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира.

В дошкольный период продолжается формирование слухового восприятия речи. Детей учат различать и опознавать знакомый речевой материал. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно.

Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний.

Формирование речи связано со всеми видами деятельности глухого ребенка, в которых происходит накопление словаря, уточнение значений слов и фраз, понимание и развитие самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.

Таким образом, развитие устной речи глухих детей в семье - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на более высоком уровне. Работа родителей по развитию устной речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им. Развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов: посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для создания естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как научить ребенка говорить"

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой....

Консультация "Звукопроизношение. Ваш ребенок говорит правильно?"

Консультация "Звукопроизношение. Ваш ребенок говорит правильно?" адресована родителям....

Консультация "Как приучить ребенка говорить вежливые слова!"

Консультация "Как приучить ребенка говорить вежливые слова!"...

Консультация для любознательных взрослых. «ГОВОРЮ-ГОВОРЮ, А ОН НЕ ДЕЛАЕТ»: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ОТ НЕГО ХОТИТЕ

Если вы уже миллион раз что-то сказали ребенку, а он до сих пор не делает этого, это может означать что:*Он не понимает, о чем вы ему говорите.*Ему не хватает физических возможностей это сделать.*Он у...

Консультация «Как отучить ребенка говорить плохие слова»

Консультация для родителей.Ребенок говорит бранные слова, что делать родителям....

Говорите ребенку, говорите с ребенком

Цель: Показать родителям роль полноценного общения с ребёнком для его развития....

Консультация "Как научить ребенка говорить"

Консультация для родителей "Как научить ребенка говорить"...