Цикл консультаций для родителей "Учим ребенка говорить"
консультация
Предлагаю цикл консультаций для родителей на тему: "Учим ребенка говорить"
1 "Контроль речи детей с нарушением слуха",
2 "Развитие словесной речи",
3 "Развитие устной речи глухих детей в семье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.34 КБ |
![]() | 127.08 КБ |
![]() | 199.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для родителей
«Контроль речи детей с нарушением слуха»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для родителей
«Контроль речи детей с нарушением слуха»
Помочь глухому ребенку накапливать опыт в единстве со словом - это не только обучить его содержательной речи, но и открыть путь к полноценному развитию мышления, к овладению отвлеченными понятиями. Обобщение - один из основных мыслительных процессов. Оно тесно связано с отвлечением , т.е. мысленным выделением некоторых свойств предметов. Содержание слова неотрывно от его грамматической формы. Для овладения речью необходимо то, что выражается в основном значении слова, и то, что определяется его различными грамматическими формами. Используя знакомые группы слов одной грамматической формы, сопоставляя их с рядом другой грамматической формы, ребенку помогают сделать обобщения, касающиеся значения окончаний, приставок, суффиксов. Необходимо помочь детям отделить приставки, суффиксы, окончания от основы слова. Опыт изменения слов, осознание того, что в процессе общения слова изменяются в зависимости от связи с другими словами - шаг вперед в развитии речи глухого дошкольника. Даже самый элементарный анализ строения слова позволяет детям образовывать слова по аналогии. В процессе непосредственного общения и на специальных занятиях, следует стремиться к тому, чтобы показать, что одни и то же слово может обозначать однородные предметы, действия, качества.
Помогая детям обобщить воспринимаемые явления путем выделения в действиях и предметах сходное, необходимо одновременно конкретизировать первичное обобщение. С этой целью надо привести множество примеров, уточняющих отдельные представления , вскрыв то, что позволяет их объединить. Живое отношение к слову происходит в процессе общения. Чем шире круг представлений, объединенных общим словом, тем разнообразнее могут быть эти контексты. Хотя слово представляет единство лексического и грамматического значения, все же на раннем этапе обучения глухих дошкольников первичным должно быть усвоение лексического значения многих слов, на основе которого затем формируются грамматические обобщения. Формирование лексических обобщений начинается с обучения детей умению обозначать одни и те же предметы, действия, свойства, пусть внешне, и не очень схожие, одним и тем же словом. В результате дети начинают относить к одной и той же категории и называть одним и тем же словом предметы и явления сходные по своим существенным признакам. Используя игры помочь детям таким образом отделить предмет от действия. (Карандаш - рисовать, глина - лепить), которые часто слиты в представлении ребенка. С накоплением речевого опыта необходимо добиваться употребления слова в разных контекстах, а также сопоставлять преподносимое слово со словами сходного или противоположного значения: шар - мяч, дай - принеси, поставь - положи. Для закрепления значения слова надо создавать такие условия, при которых окажется необходимы его употребление, поощрять детей за использование в общении вновь усвоенных слов.
Упражнения, направленные на усвоение грамматического строя языка, особенно необходимы, когда мы говорим о формировании речи у глухого ребенка. При обучении речи на основе только глобального различия слов невозможно фиксировать внимание детей на словоизменениях, приводящих к изменению смысла и значения слов. В этом отношении очень трудно исправлять ошибки глухого дошкольника в процессе непосредственного общения. Особенно это относится к начальному этапу обучения, когда еще не усвоены звуки или грамота.
Привлечь внимание маленьких глухих детей к словоизменению или к словообразованию позволяет использование дактильной речи. Использование дактильной речи в процессе обучения не только обеспечивает полноценное усвоение слова, но и воспитывает чувство языка, особенно большую помощь оказывают специальные занятия, подводящие детей к грамматическим обобщениям. Говоря о формировании грамматического обобщения, имеется в виду помочь детям на наглядной основе сделать элементарное обобщение, относящееся к морфологической структуре слова, научить узнавать их в разных словах то общее, что придает им одинаковые аффиксы. Необходимо помочь детям практически усвоить законы и правила, присущие, языку.
Специальная работа, направленная на формирование у маленьких глухих детей грамматических обобщений, использование в общении с ними дактилологии, позволяющей аналитически воспринимать каждое обращенное к ним слово, в значительной степени помогает предотвратить, или, по крайней мере, уменьшить аграмматизм, характерный для глухих дошкольников. Работа над грамматическими обобщениями в детском саду в основном должна научить детей понимать и правильно употреблять формы склонения и спряжения (согласования и управления) , научить их понимать и строить простое нераспространенное и простое распространенное предложения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для родителей
«Развитие словесной речи».
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для родителей
«Развитие словесной речи».
Обучение устной речи и развитие слухового восприятия - важнейшие специфические задачи системы обучения глухих дошкольников. Формирование произношения как и обучение чтению с губ сложно и требует большой затраты времени на дополнительные фронтальные и индивидуальные занятия. У глухого дошкольника основной деятельностью, в процессе которой развивается познание, словесная речь является игра. Поэтому занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Развитие ребенка в детском саду протекает в коллективе детей не владеющих развитой мимической речью. Это позволяет формировать словесную речь без отрицательного влияния мимики. Мимика привлекает в незначительной мере в непосредственном общении и используется для налаживания контакта и сообщения детям соответствующих слов и выражений. К концу года словесная речь опережает мимическую. Дети знают больше слов, чем мимических знаков. На основе общих положений разработаны частные принципы формирования речи.
1. Обучение речи осуществляется двумя путями (непосредственно в общении и на специальных занятиях).
2. Обучение аналитическому чтению начинается с раннего возраста.
3. В процессе обучения используется дактильная форма речи.
4. В процессе обучения осуществляется формирование лексических и грамматических обобщений и элементарных понятий. Это облегчает развитие речи в единстве с мышлением.
5 В качестве одного из средств расширения словесной речи детей используется обучение чтению и связному изложению.
Речь глухих формируется не только для общения, но и непосредственно в процессе общения.
Дактильная речь очень рано может быть не только объектом восприятия, но и стать средством выражения. Значение дактильной речи в том, что она позволяет осуществлять анализ воспринимаемой словесной речи, без чего немыслимо усвоение языка, в основе которого лежит членораздельное слово. Обучение дактильной речи может происходить в единстве с обучением дошкольников разным видам деятельности. Такая возможность связана с тем, что детям можно легко и быстро сообщить новое слово, предложив дактильно прочесть с таблички или непосредственно с руки, что невозможно при устном общении. Такая возможность предотвращает развитие мимико - жестикулярной речи и стимулирует развитие словесной речи. Использование дактильной формы речи не является конечной целью обучения. Это лишь средство, ускоряющее овладение речью в устной и письменной форме, - значит, научиться понимать письменный текст и научиться излагать мысли в письменной форме. Обучение глухих письменной речи осуществляется в определенной последовательности:
1. Учить различать буквы.
2. Используются таблички со словами-названиями, словами-обращениями.
3. Учат понимать и самостоятельно строить описательно-повествовательные предложения.
Обучение устной речи, т.е. произношению и чтению с губ - составная часть общей системы обучения глухих дошкольников. Устная речь представляет одну из конечных целей формирования словесной речи. Цель обучения устной речи глухих детей - обеспечить возможность пользоваться ею в общении. Но как средство обучения устная речь обладает ограниченными возможностями и значительно уступает письменной и дактильной форме речи. Устная речь не является исходной - эта роль в методике принадлежит табличке, не является она и ведущей - это преимущество дактильной речи. Для ее усвоения обязательны не только специальные фронтальные, но и индивидуальные занятия, привлечение специфических приемов и средств обучения. Лишь постепенно, по мере усвоения произношения и развития навыка чтения с губ, она становится средством общения и в очень незначительной степени может служить средством обучения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для родителей
«Развитие устной речи глухих детей в семье».
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для родителей
«Развитие устной речи глухих детей в семье».
О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного воспитания глухих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха, как основы для развития навыков слухозрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны.
Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха в семье является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.
Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня.
Правильное организованное общение с ребенком 2-3 года жизни в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и формирования собственной речи ребенка. Этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними.
Формирование произносительных навыков у глухих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше 1,5-2 лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. По мере овладения таким
подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, фраз сочетается с определенными движениями (прием работы над произношением).
Развитие слухового восприятия имеет большое значение для формирования механизмов восприятия речи и произношения. Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, слушать лепетные слова и звукоподражания.
Более систематическая работа начинается на 2 году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Робота по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта.
В дошкольном возрасте обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах, словах, фразах.
Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи в дошкольном возрасте тесно связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира.
В дошкольный период продолжается формирование слухового восприятия речи. Детей учат различать и опознавать знакомый речевой материал. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно.
Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний.
Формирование речи связано со всеми видами деятельности глухого ребенка, в которых происходит накопление словаря, уточнение значений слов и фраз, понимание и развитие самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Таким образом, развитие устной речи глухих детей в семье - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на более высоком уровне. Работа родителей по развитию устной речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им. Развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов: посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для создания естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1103207-1549824667.jpg)
Консультация "Как научить ребенка говорить"
Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-280475-1379430886.jpg)
Консультация "Звукопроизношение. Ваш ребенок говорит правильно?"
Консультация "Звукопроизношение. Ваш ребенок говорит правильно?" адресована родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1092973-1611511609.jpg)
Консультация "Как приучить ребенка говорить вежливые слова!"
Консультация "Как приучить ребенка говорить вежливые слова!"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1071808-1617364560.jpg)
Консультация для любознательных взрослых. «ГОВОРЮ-ГОВОРЮ, А ОН НЕ ДЕЛАЕТ»: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ОТ НЕГО ХОТИТЕ
Если вы уже миллион раз что-то сказали ребенку, а он до сих пор не делает этого, это может означать что:*Он не понимает, о чем вы ему говорите.*Ему не хватает физических возможностей это сделать.*Он у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-540016-1424336706.png)
Консультация «Как отучить ребенка говорить плохие слова»
Консультация для родителей.Ребенок говорит бранные слова, что делать родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-1496044-1700075900.jpg)
Говорите ребенку, говорите с ребенком
Цель: Показать родителям роль полноценного общения с ребёнком для его развития....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-791196-1475233405.jpg)
Консультация "Как научить ребенка говорить"
Консультация для родителей "Как научить ребенка говорить"...