Семинар- практикум для родителей «Полезные экономические навыки и привычки в семейном быту»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: систематизировать знаний родителей по повышению финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группе в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_roditeley_poleznye_ekonomicheskie_navyki_i_privychki_v_bytu.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №18 «ОГОНЕК»
238750 Калининградская обл., г. Советск, ул. Фурманова, 6а. Тел.: 3-63-36, 3-67-32. |
Факс 8401 61 36336, е-mail: ogonok18@rambler.ru
Семинар- практикум для родителей
«Полезные экономические навыки и привычки в семейном быту»
Подготовила: воспитатель
Долгушина Ольга Юрьевна
2023г.
Цель: систематизация знаний родителей по повышению финансовой грамотности детей подготовительной к школе группе в семье.
Задачи:
- помочь осознать необходимость формирования финансовой культуры детей подготовительной к школе группе;
- информировать родителей о важности воспитания у детей навыков и привычек культурного взаимодействия с окружающим внешним миром, бережного отношения к вещам;
- показать на примерах игровых средств, как можно развивать нестандартное мышление в области финансов, включая творчество и воображение.
Организационные условия: семинар для родителей детей подготовительной к школе группы проводится в музыкальном зале. Планируется, что родители будут поделены на две команды с помощью конфет с изображением денежных знаков (доллары и рубли), сидеть за разными столами.
Материалы и оборудование: Конфеты с изображением денежных знаков (доллары и рубли); монеты разного номинала (1, 2, 5 рублей); копилка; мультимедийное оборудование.
Актуальность
Актуализируя проблему экономического воспитания дошкольников, мы акцентируем внимание на сотрудничестве с их родителями, «взращивая» грамотного потребителя и созидателя материальных и иных благ, который будет способен успешно социализироваться в окружающем мире.
Ход
мероприятия
Вводная часть
Уважаемые родители, я приветствую вас в нашем музыкальном зале.
У нас сегодня необычная встреча, которая предполагает открытость, интерактивность и доброжелательность.
О чем же пойдет речь?
Но прежде поясните, пожалуйста, пословицу «Копейка рубль бережет» (слайд 2).
Данный прием поможет раскрепоститься родителям, почувствовать себя неотъемлемой частью коллектива.
Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем в начале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами? А знают ли наши дети, откуда берутся деньги, из каких средств, складывается семейный бюджет?
Я предлагаю на минуту задуматься, вспомните свою детскую мечту. Кто желает поделиться своей детской мечтой? (Ответы родителей)
Вот они детские мечты двадцати, тридцатилетней давности: у многих мечты исполнились, у многих стали не актуальными. А знаете ли Вы, о чем мечтает ваш ребенок? (Ответы родителей).
Предлагаю Вам, уважаемые родители, услышать, о чем же мечтают ваши дети и попробовать угадать желание своего ребенка (включается аудиозапись с высказываниями детей).
Основная часть.
В мире новых технологий и возможностей, человека окружает множество интересных и полезных вещей, сложно выбрать что-то одно. Промышленная индустрия работает активно, опережая потребности человечества. Детские товары вызывают у детей неоспоримый интерес. Но стоит ли родителям приобретать все, что просят дети?
Предлагаю вам деловую игру «Мой выбор».
Мы разделили вас на две команды в начале нашей встречи. Одна команда будет выступать в роли детей, вторая команда - в роли родителей.
Но перед тем как мы начнем, посмотрим небольшой видеоролик.
Представим, что мы с Вами оказались в магазине и стали свидетелями следующей сцены.
-Мама, я хочу новую куклу.
- Но, вчера мы уже купили новую игрушку.
- А я хочу еще и эту, я сказала - купи.
- Это не причина, мы не можем покупать тебе новую игрушку каждый день
Представителям команды «дети» предлагаю высказать причины покупки куклы, представителям команды «родители» высказать причины отказа от покупки куклы. Можно ли найти компромисс?
(Варианты ответов родителей)
Как мы видим, ситуации бывают разные. Не всегда у нас, родителей, получается аргументировано и понятно для ребенка, объяснить причину в отказе покупки. Поэтому у детей случаются обиды и истерики, особенно, если ребенок не привык к отказам. Наша задача состоит в том, чтобы спокойно и доступно научиться объяснять ребенку необходимость новых приобретений и возможно помочь найти другие варианты получения желаемых вещей .
Есть вещи, которые нужны, и вещи, которые тебе просто хочется купить? Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые. Какие траты вы считаете необходимыми тратами, желаемыми?
(Ответы родителей )
Необходимые — это траты, без которых никак нельзя обойтись: еда, вода, жилье и др. Желаемые траты — то, без чего обойтись можно, но что нам очень хочется купить .
Дидактическая игра «Найди в списке желаемые и необходимые расходы» (слайд №5).
Команда родителей выбирает необходимые расходы из предложенных, а команда «детей» - желаемые.
Обсуждение и подведение итогов:
сначала — необходимое, потом — желаемое
не всегда можно купить все, что хочется?
Вы можете поиграть в эту игру со своими детьми, используя яркие картинки.
Каждый месяц родители получают определенную сумму денег. И на нее можно приобрести ограниченное количество товаров и услуг. А вот какое количество денег мы тратим на необходимое и можем потратить на желаемое, нам поможет ведение бюджета. Бюджет – это подробное описание всех доходов и расходов .
Основная цель бюджета – контролировать деньги, управлять ими, избегать неожиданных расходов - «Ловушек».
Уважаемые родители, на ваш взгляд, что это за «Ловушки»? Как нам спасти деньги от «Ловушек»?
Предположения родителей
«Ловушки» бюджета – это незапланированные расходы, спонтанные и не всегда полезные. Из-за них доходы уменьшаются, а расходы растут.
Внимание на экран. Что это за «Ловушка»?
Реклама – с помощью красочных картинок и обещаний реклама побуждает покупать больше, чем нам нужно.
Расход воды и электричества – важно бережно относиться к расходу воды и электроэнергии.
Стихийные покупки – лучше всего перед походом в магазин составить список покупок и взять с собой ограниченную сумму денег. Все это поможет Вам избежать спонтанных, ненужных покупок.
Переплата – распродажа. Вещи лучше покупать не в сезон, а заранее, либо после окончания сезона, когда наступает распродажа.
Вы можете провести вместе с детьми расследование – сравнить цены на любимый шоколад, мороженое в разных ближайших магазинах. Посчитать насколько различаются цены и где выгоднее совершать покупки, избежать еще одной «ловушки»
И все таки, как же помочь ребенку накопить деньги на свою мечту?
Существуют разные способы, которые помогут ребенку научиться копить необходимую сумму денег. (Ответы родителей )
Копилка. Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.
Визуализация. Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.
Список «Я хочу». Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.
Банковская карта или электронный кошелек. Сегодня у родителей есть возможность сделать банковские карты для детей. По сути это дополнительные карты, которые мама или папа могут привязать к своему счету. Выпустить такую карту можно с 6 лет.
Практическая часть
Решение проблемных ситуаций.
Работа в компаниях.
Мама с сыном пришли в магазин. Мальчик попросил у мамы денег купить самому мороженое, которое стоит 49 рублей. Мама дала ему 50 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 1 рубль, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает внимание на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 1 рубль. Ребенок не принесет сдачу с 50 рублей, не принесет и со 100 рублей.
Ребенку на день рождения подарили 500 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нужно ли контролировать траты ребенка?
Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
“Ввод системы оплаты за хорошие оценки или какую-то часть работы по дому может превратиться в торг со старшими и стать одним из путей манипуляции взрослыми”, - пояснила психолог Евгения Одегова.
При этом платить ребенку за работу, которую он не должен выполнять, можно и даже нужно. “При поездке на море можно предложить собрать пакет мусора вокруг в обмен на 100 рублей, убрать общий двор за символическую плату. Таким образом дети привыкают, что их труд должен быть оплачен”, - говорит Александр Моисеев.
Заключительная часть
Уважаемые родители, предлагаю выбрать нужные правила, которые помогут ребенку найти путь к своей мечте.
Родителям раздаются листочки с правилами.
Родители знакомят ребенка с финансовой стороной жизни семьи.
Родители знакомят ребенка, кто и как зарабатывает деньги в семье.
Родители объясняют детям, как формируется семейный бюджет.
Родители рассказывают ребенку, как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Родители помогают детям принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Родители учат детей экономить деньги.
Родители обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом.
Родители дают ребенку бессистемно большие суммы;
Родители не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
Родители не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
Родители придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.
Родители выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
Родители помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
Родители не посвящают ребенка в необходимые траты семьи.
Родители сами не контролируют расходы семьи.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Посвятите ребенка в семейный бюджет.
Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Выделяйте еженедельно карманные деньги.
Заведите традицию благотворительности.
Родители зачитывают правила, которые они выбрали и на экране появляются «правила финансовой грамотности для родителей».(слайд 11)
Не надо забывать, что мы являемся примером для своих детей! Если вы хотите, чтобы наши дети были успешными и финансово грамотными. Прежде всего, надо начать с себя! Благодарю вас за внимание, уделенное время. Надеюсь, вам было интересно и познавательно.
Рефлексия.
Уважаемые родители, так как мы с вами сегодня погрузились в «мир финансовой грамотности», предлагаю с помощью денег оценить нашу работу, насколько Вам было интересно. Выбирайте монету нужного вам номинала (монеты разного номинала: 1,2,5 рублей) и кидайте в копилку.
Приложение
Карточки с ситуациями
Мама с сыном пришли в магазин. Мальчик попросил у мамы денег купить самому мороженое, которое стоит 49 рублей. Мама дала ему 50 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенку на день рождения подарили 500 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нужно ли контролировать траты ребенка?
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Правила по финансовой грамотности
Родители знакомят ребенка с финансовой стороной жизни семьи.
Родители знакомят ребенка, кто и как зарабатывает деньги в семье.
Родители объясняют детям, как формируется семейный бюджет.
Родители рассказывают ребенку, как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Родители помогают детям принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Родители учат детей экономить деньги.
Родители обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом.
Родители дают ребенку бессистемно большие суммы;
Родители не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
Родители не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
Родители придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.
Родители выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
Родители помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
Заведите традицию благотворительности.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Выделяйте еженедельно карманные деньги.
Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка.
Осознанно делайте покупки с ребенком.
Посвятите ребенка в семейный бюджет.
Родители сами не контролируют расходы семьи.
Родители не посвящают ребенка в необходимые траты семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.
Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....
Семинар-практикум с родителями на тему: «Родительская помощь! Какой она должна быть?»
Цель: Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности) и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания собственного ребенка.Задачи:1. А...
Семинар практикум для родителей, второй младшей группы на тему: «Совместные семейные праздники».
Семинар практикум для родителей, второй младшей группы на тему: «Совместные семейные праздники». Цель:1. Формировать первичные ценностные представления о семье,...
Семинар-практикум для родителей "Добрые советы про вредные привычки"
Семинар-практикум ориентирован на родителей детей дошкольного возраста. Цель семинара - повышение и совершенствование психологической и педагогической компетентности родителей, повышение уровня...
Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...
Семинар-практикум "Формирование предпосылок к экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста"
интересно!!!...
Выступление на семинаре по теме: "Полезные экономические навыки и привычки в быту."
Выступление на семинаре по теме: "Полезные экономические навыки и привычки в быту."...